МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геолингвистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Геолингвистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф., завкаф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф., завкаф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - дать студентам представление о геолингвистике (лингвистической географии)как дисциплине, изучающей вопросы территориального размещения языков и языковых явлений (на земном шаре, на континентах, в рамках более мелких географических ареалов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.географические факторы как факторы, влияющие на формирование языков и диалектов
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться терминами, изученными в ходе курса, при анализе современной языковой ситуации в России и соседних странах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.терминологическим аппаратом, характерным для лингвистической географии, знаниями о предмете и объекте исследований в этой области

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формирование лингвистической географии как сложившегося направления обычно связывают с диалектологическими атласами немецкого и французского языков, создававшимися соответственно в конце 19 и в начале 20 в.
Раздел 2. Основное понятие лингвистической географии – языковой ареал. Можно говорить о больших и малых ареалах.
2.1. Лекции 1 4 Л2.1
Раздел 3. Лингвогеография как автономная область лингвистики, но и (в первую очередь) как компонент междисциплинарных лингвистических исследований.
3.1. Лекции 1 2 Л2.1
Раздел 4. Лингвистическая типология
4.1. Практические 1 22 Л1.1, Л2.1
4.2. Исследования в области лингвогеографии: цели, задачи, методы.... Сам. работа 1 89 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Экзамен 1 27 ОПК-2, ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Москва, 2000
Л1.2 Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Екатеринбург, 2000
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.А. Левицкий Общее языкознание : М.: ЛИБРОКОМ; М.: URSS, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лингвистическая география www.krugosvet.ru
Э2 Геолингвистика genhis.philol.msu.ru
Э3 Евролингвистика genhis.philol.msu.ru
Э4 Интерлингвистика genhis.philol.msu.ru
Э5 Изучение диалектов методами лингвистической географии www.textologia.ru
Э6 Лингвистическая география studfiles.net
Э7 Лингвистический атлас www.krugosvet.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Стандартно оборудованная аудитория для проведения занятий, оснащенная видеопроектором, настенным экраном, ноутбуком, доской, мелом.