МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Коростелева О.Т.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; умении проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.типологию социальных общностей и социальных групп, механизмы достижения групповой солидарности в различных трудовых и образовательных коллективах, пути профилактики и разрешения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять «сильные» и «слабые» стороны деятельности неоднородных в этническом и культурном отношении коллективов; моделировать оптимальные варианты распределения социальных ролей между членами коллектива с учетом их личностных особенностей, а также характера стоящих перед коллективом задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки места и роли формального и неформального лидера в жизни группы, определения лидерских качеств членов группы и особенностей реализации этих качеств в деятельности научных творческих коллективов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Социология как наука. Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социология как наука. Практические 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социология как наука. Сам. работа 3 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Основные направления развития современного социологического знания. Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные направления развития современного социологического знания. Практические 3 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Основные направления развития современного социологического знания. Сам. работа 3 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Общество как социальная система. Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Общество как социальная система. Практические 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Общество как социальная система. Сам. работа 3 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 3 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Сам. работа 3 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Личность как объект и субъект социальных отношений Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Личность как объект и субъект социальных отношений Сам. работа 3 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Личность как объект и субъект социальных отношений Практические 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Социальный контроль. Социальная девиация Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Социальный контроль. Социальная девиация Практические 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Социальный контроль. Социальная девиация Сам. работа 3 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:
Перечень заданий:
Теоретические задания по дисциплине «Социология»:
1. Предпосылки возникновения и становление социологии как науки. Закон трех стадий развития общества О. Конта.
2. Объект и предмет социологии. Понятие «социальное».
3. Эволюционизм Г. Спенсера.
4. Социальный факт Э. Дюркгейма. Теория общественного разделения труда.
5. Концепция «социального действия» М. Вебера.
6. Понятие социального института, его основные признаки. Типология социальных институтов.
7. Проблема развития социальных институтов. Понятие функции и дисфункции.
8. Общее и различия в определении понятий «социальная группа» и «социальная общность». Типология социальных общностей и групп.
9. Личность в малой группе. Методы исследования малых групп.
10. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Социологическое определение понятия «личность».
11. Ролевая концепция личности. Социальный статус и его виды. Многообразие социальных ролей. Ролевой конфликт.
12. Психоаналитическая теория личности.
13. Концепция «зеркального Я»
14. Социализация как непрерывный процесс освоения правил и норм жизни в обществе. Этапы (Э. Эриксон, Л. Колберг и др.), агенты и механизмы социализации.
15. Человек в системе социального контроля. Механизмы и функции социального контроля.
16. Социальные нормы и социальные санкции как элементы социального контроля.
17. Понятие девиации. Теории девиантного поведения.
18. Формы, причины девиации и пути ее преодоления. Понятие аномии
19. Понятие парадигмы, теории и концепции в социологии.
20. Структурный функционализм.
21. Марксизм и неомарксизм в социологии.
22. Психоаналитические традиции в социологии.
23. Понимающая социология.
24. Основные структурные элементы общественного устройства.
25. Понятие и основное предназначение социальных институтов в обществе.
26. Процесс институционализации.
27. Современные социальные институты и их функции.
28. Понятия социального неравенства и социальной стратификации.
29. Социальная мобильность: понятие, основные виды, каналы реализации.
30. Понятие социальной группы, класса, общности.
31. Особенности групповой динамики.
32. Роль лидера в социальной группе.
33. Объект и предмет социологии.
34. Функции социологического знания.
35. Теоретический и эмпирический уровни социологии.
36. Понятие и характеристика количественных и качественных методов социологического исследования.
37. Логика эмпирического социологического исследования.
38. Понятие парадигмы, теории и концепции в социологии.
39. Структурный функционализм.
40. Марксизм и неомарксизм в социологии.
Практические задания по дисциплине «Социология»:
1. Соотнесите между собой понятия «социальное равенство» и «социальная справедливость»; «социальное неравенство» и «социальная несправедливость».
2. Приведите примеры восходящей и нисходящей групповой социальной мобильности.
3. Смоделируйте типичные жизненные ситуации, порождающие внутриролевые и межролевые конфликты.
4. Поясните причины и механизмы возникновения дисфункционального состояния института образования в современной России.
5. Приведите примеры форм девиантного поведения, характерных для современного периода развития информационных технологий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
Л2.2 Исаев, Б. А. Социология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 указать электронный адрес http://www.biblio-online.ru/book/F06EA469-0AD6-4FAF-8467-9A51191FC7BC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э3 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э4 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э5 Электронные библиотечные системы:
Э6 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.