Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент
1.1. | воспитание культуры научного анализа социальной проблемы, освоение студентами методологии и методов системного анализа, социального моделирования, прогнозирования и проектирования, обучение практическим навыкам формирования моделей социальных явлений и процессов, прогноза их состояний в будущем, разработки социальных проектов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ОПК-2 | способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность |
ОПК-4 | готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе |
ПК-5 | Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы и специфику использования методов и приемов социального проектирования, прогнозирования и моделирования в профессиональной деятельности теоретические основы и специфику работы в коллективе в рамках социального проектирования, моделирования и прогнозирования теоретические основы и специфику реализации эффективной профессиональной коммуникации в рамках взаимодействия с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять целесообразность использования методов и приемов социального проектирования, прогнозирования и моделирования в профессиональной деятельности организовывать эффективную коллективную работу в рамках социального проектирования, моделирования и прогнозирования определять весь спектр необходимых профессиональных коммуникаций в рамках взаимодействия с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, для решения проблем в области подготовки и реализации социального проекта |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими навыками использования методов и приемов социального проектирования, прогнозирования и моделирования в профессиональной деятельности практическими навыками организации коллективной работы над социальным проектом практическими навыками организации эффективных профессиональных коммуникаций по решению проблем в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга молодежи в рамках проектных групп |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальное прогнозирование | ||||||
1.1. | Социальное прогнозирование как метод научного познания | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Социальное прогнозирование как метод научного познания | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Методические и технологические основы социального прогнозирования | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Методические и технологические основы социального прогнозирования | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Методические и технологические основы социального прогнозирования | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Социальное моделирование | ||||||
2.1. | Теоретико-методологические аспекты социального моделирования | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Теоретико-методологические аспекты социального моделирования | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Содержательные и технологические аспекты социального моделирования | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Содержательные и технологические аспекты социального моделирования | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Содержательные и технологические аспекты социального моделирования | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Социальная диагностика и социальная экспертиза | ||||||
3.1. | Социальная диагностика и экспертиза | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Социальная диагностика и экспертиза | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Социальная диагностика и экспертиза | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Социальное проектирование | ||||||
4.1. | Теоретико-методологические аспекты социального проектирования | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Теоретико-методологические аспекты социального проектирования | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Теоретико-методологические аспекты социального проектирования | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Методические и технологические основы разработки социального проекта | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.5. | Методические и технологические основы разработки социального проекта | Практические | 7 | 10 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.6. | Методические и технологические основы разработки социального проекта | Сам. работа | 7 | 18 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Теоретические вопросы 1. Характеристика методов прогнозирования. 2. Техника разработки прогноза. 3. Содержание основных понятий социального прогнозирования. 4. Типология прогнозов. 5. Сферы применения прогнозов. 6. Социальная диагностика проекта. 7. Методы социальной диагностики. 8. Социальная экспертиза проекта. 9. Методы социальной экспертизы. 10. Сущность понятий модель и моделирование. 11. Типологии моделей. 12. Технология построения социальных моделей. 13. Сферы применения метода социального моделирования. 14. Сущность социального проектирования. 15. Современные концепции социально-проектной деятельности. 16. Философия социального проектирования. 17. Понятие социального проекта. 18. Предмет социального проектирования. 19. Типология социальных проектов. 20. Технология социального проектирования. 21. Методы коллективной работы над проектом. 22. Жизненный цикл социального проекта. 23. Механизм реализации социального проекта. 24. Предметная и проблемная область социального проектирования. 25. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования. Практические задания 1. Разработка прогноза развития социального явления, процесса 2. Разработка модели социального явления или процесса 3. Диагностика и экспертиза прогноза или модели 4. Оценка значимость реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества. 5. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта. 6. Разработка необычного способа привлечь спонсоров к реализации социального проекта. 7. Формулирование критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов. 8. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Стегний В.Н. | Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Солодянкина О.В. | Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB |
Л2.2 | О. Н. Колесникова | Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Социальное проектирование и прогнозирование» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо: ознакомиться с планом практического занятия; самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы; просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно); проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам; при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного; при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем. При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Практическое задание Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Творческое задание Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Зачет Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос. |