МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование и прогнозирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра эмпирической социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., профессор, Колесникова О.Н.;к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование и прогнозирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. № 8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание культуры научного анализа социальной проблемы, освоение студентами методологии и методов системного анализа, социального моделирования, прогнозирования и проектирования, обучение практическим навыкам формирования моделей социальных явлений и процессов, прогноза их состояний в будущем, разработки социальных проектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику применения современных методов моделирования, прогнозирования и проектирования для анализа социально-значимых процессов и явлений в области социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и выявлять тенденции развития социально-значимых процессов и явлений в области социальной работы с использованием методов социального моделирования, прогнозирования и проектирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками наглядного представления результатов социального проектирования, моделирования и прогнозирования социально-значимых процессов и явлений в области социальной работы с использованием современных информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное прогнозирование
1.1. Социальное прогнозирование как метод научного познания Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальное прогнозирование как метод научного познания Сам. работа 5 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методические и технологические основы социального прогнозирования Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методические и технологические основы социального прогнозирования Практические 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Методические и технологические основы социального прогнозирования Сам. работа 5 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социальное моделирование
2.6. Теоретико-методологические аспекты социального моделирования Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Теоретико-методологические аспекты социального моделирования Сам. работа 5 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Практические 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Сам. работа 5 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Социальная диагностика и социальная экспертиза
3.10. Социальная диагностика и экспертиза Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Социальная диагностика и экспертиза Сам. работа 5 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Социальное проектирование
4.12. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.13. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Сам. работа 5 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.14. Методические и технологические основы разработки социального проекта Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.15. Методические и технологические основы разработки социального проекта Практические 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.16. Методические и технологические основы разработки социального проекта Сам. работа 5 30 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.17. Зачет 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Характеристика методов прогнозирования.
2. Техника разработки прогноза.
3. Содержание основных понятий социального прогнозирования.
4. Типология прогнозов.
5. Сферы применения прогнозов.
6. Социальная диагностика проекта.
7. Методы социальной диагностики.
8. Социальная экспертиза проекта.
9. Методы социальной экспертизы.
10. Сущность понятий модель и моделирование.
11. Типологии моделей.
12. Технология построения социальных моделей.
13. Сферы применения метода социального моделирования.
14. Сущность социального проектирования.
15. Современные концепции социально-проектной деятельности.
16. Философия социального проектирования.
17. Понятие социального проекта.
18. Предмет социального проектирования.
19. Типология социальных проектов.
20. Технология социального проектирования.
21. Методы коллективной работы над проектом.
22. Жизненный цикл социального проекта.
23. Механизм реализации социального проекта.
24. Предметная и проблемная область социального проектирования.
25. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

Практические задания
1. Разработка прогноза развития социального явления, процесса
2. Разработка модели социального явления или процесса
3. Диагностика и экспертиза прогноза или модели
4. Оценка значимость реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
5. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
6. Разработка необычного способа привлечь спонсоров к реализации социального проекта.
7. Формулирование критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
8. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1804
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социальное проектирование и прогнозирование» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2730
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.