МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Формообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 102
самостоятельная работа 87
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15,5 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 18 18 30 30
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 60 60 27 27 87 87
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
ст. преподаватель, О.А. Малышева

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Формообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - познакомить студентов со спецификой формообразования, понять принципы построения условной композиции с ориентировкой на получение художественного результата, принципы использования законов формообразования в дизайн-проектировании.
Задачи:
-научить создавать художественные формы, орнаменты и текстуры средствами компьютерной графики и условной композиции;
-научить студентов создавать и редактировать изображение, используя инструменты компьютерных программ;
-научить создавать объекты дизайна с использованием различных художественно-графических материалов и структур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы формообразования, применимые в проектировании интерфейса информационной системы, средства и методы работы с художественной формой в современном дизайн-проектировании
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать конструктивные особенности объектов формообразования в процессе проектирования, использовать средства гармонизации художественной формы в процессе проектирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком применения принципов формообразования в проектировании, навыками разработки дизайн-проектов на основе принципов формообразования с учетом современного развития визуальной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные средства построения композиции
1.1. Формообразование. История и современность. Роль и место формообразования в структуре художественного дизайнерского творчества. Формообразование как процесс создания формы. Понятие формы. Принципы формообразования. Лекции 7 4 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Графическая композиция по заданной форме. Практические 7 10 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Создание графической композиции из символов Сам. работа 7 6 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Основные художественные средства построения композиции: точка, линия, пятно и цвет. Выполнение упражнения на построение композиции с использованием основных художественных средств Практические 7 12 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Создание текстуры дерева Сам. работа 7 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Создание текстуры камня Сам. работа 7 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Создание природных форм Практические 7 10 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Наложение текстуры на фотографию Сам. работа 7 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Создание шрифтов с различными спецэффектами Сам. работа 7 9 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Моделирование композиции из простых геометрических тел. Лекции 7 4 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Художественная специфика графических средств. Методы и средства исполнения графических средств. Выполнение упражнения на построение композиции с контрастным сочетанием цветовых форм. Передача факутры и текстуры материала. Сетчатые конструкции и композиции. Образная мозаика (образные орнаменты). Сам. работа 7 4 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Создание объемнвх фигур Сам. работа 7 8 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.13. Построить композицию орнамента на основе сетчатой конструкции. Сам. работа 7 10 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Средства гармонии художественной формы
2.1. Средства композиционной гармонизации художественной формы: симметрия-асимметрия, метр-ритм, пропорции. Выполнение упражнения на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение упражнения на построение разномасштабных графических композиций (модульность и комбинаторика). Лекции 7 4 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Выполнение упражнения на построение симметричной и асимметрической композиции Сам. работа 7 6 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Выполнение упражнения на построение композиции с организацией метрического порядка (ритм и пропорция) Сам. работа 7 6 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, образность, целостность. Комбинаторика и орнамент. Фактура и текстура. Практические 7 2 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Способы организации формы (комбинаторика, симметрия, трансформация структур, получение коллажей и самоколлажей путем комбинирования элементов исходной композиции. Выполнение эскизов коллажа. Практические 7 2 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Выполнение упражнения на построение композиций с передачей фактуры и текстуры. Сам. работа 7 5 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.7. Зачет 7 0
Раздел 3. Пластика
3.1. Пластические композиционные средства. Пластический характер. Линейно-пластическая форма и её особенности. Выполнение упражнений на выявление характера линейно - пластической формы. Практические 8 2 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Стилизация объектов природного мира. Разработка эскизов стилизации объектов природного мира. Лекции 8 6 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Основные приемы передачи художественного образа в композиции (семиотика). Выполнение упражнения на построение пластической объёмной формы. Практические 8 4 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Виды композиций
4.1. Объёмно-пространственная композиция и виды схематических композиций. Выполнение упражнения на построение композиции с ярко выраженным колоритом (натюрморт) Сам. работа 8 2 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов
5.1. Свойства зрительного восприятия. Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов. Перспективные изменения формы объекта в пространстве. Виды перспективы. Приемы достижения эффекта перспективы в графическом дизайне. Тени, составляющие светотени. Лекции 8 8 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Ассоциативность, образность и выразительность графических средств. Создание художественного образа, творческие источники вдохновения. Использование графических средств для усиления выразительности создаваемого художественного образа. Практические 8 18 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Формообразование в графическом дизайне
6.1. Приемы получения изображений. Функциональные возможности графического редактора. Порядок и приемы выполнения операций. Выполнение работ по обработке изображений. Загрузка и импорт файлов. Приемы обработки изображения. Гамма-коррекция. Монтаж изображения. Создание коллажей и баннеров Сам. работа 8 15 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Местная коррекция и ретушь изображения. Слои, маски и каналы. Фильтры и эффекты. Создание композиции со сложными контурами на модульной основе.Построение объемно-пространственного изображения. Получение изображений на основе фотоматериалов. Разработка фотоколлажа, фотомонтажа. Практические 8 12 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Шрифт и шрифтовые композиции. Векторизация растровых изображений. Работа с цветом. Работа с текстом Сам. работа 8 10 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.4. Основные виды пространственно-плоскостных форм. Выполнение упражнения на построение пространственно - плоскостной композиции. Построение пейзажа Лекции 8 4 ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.5. Экзамен 8 27 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.2 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle" Формообразование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Adobe Creative Suite
GIMP
Inkscape
CorelDRAW Graphics Suite
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере формообразования. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов.
Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования формообразования в дизайн-проектировании.
- выполнение практических заданий для освоения навыков работы с формой в дизайн-проектах.