Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-234-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 285 | 285 | 285 | 285 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 324 | 324 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель дисциплины - познакомить студентов со спецификой формообразования, понять принципы построения условной композиции с ориентировкой на получение художественного результата, принципы использования законов формообразования в дизайн-проектировании. Задачи: -научить создавать художественные формы, орнаменты и текстуры средствами компьютерной графики и условной композиции; -научить студентов создавать и редактировать изображение, используя инструменты компьютерных программ; -научить создавать объекты дизайна с использованием различных художественно-графических материалов и структур. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-32 | способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы формообразования, применимые в проектировании интерфейса информационной системы, средства и методы работы с художественной формой в современном дизайн-проектировании |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать конструктивные особенности объектов формообразования в процессе проектирования, использовать средства гармонизации художественной формы в процессе проектирования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком применения принципов формообразования в проектировании, навыками разработки дизайн-проектов на основе принципов формообразования с учетом современного развития визуальной культуры |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественные средства построения композиции | ||||||
1.1. | Формообразование. История и современность. Роль и место формообразования в структуре художественного дизайнерского творчества. Формообразование как процесс создания формы. Понятие формы. Принципы формообразования. | Лекции | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Графическая композиция по заданной форме. | Практические | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные художественные средства построения композиции: точка, линия, пятно и цвет. Выполнение упражнения на построение композиции с использованием основных художественных средств | Практические | 4 | 4 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Моделирование композиции из простых геометрических тел. | Лекции | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Художественная специфика графических средств. Методы и средства исполнения графических средств. Выполнение упражнения на построение композиции с контрастным сочетанием цветовых форм. Передача факутры и текстуры материала. Сетчатые конструкции и композиции. Образная мозаика (образные орнаменты). | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Построить композицию орнамента на основе сетчатой конструкции. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Средства гармонии художественной формы | ||||||
2.1. | Средства композиционной гармонизации художественной формы: симметрия-асимметрия, метр-ритм, пропорции. Выполнение упражнения на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение упражнения на построение разномасштабных графических композиций (модульность и комбинаторика). | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Выполнение упражнения на построение симметричной и асимметрической композиции | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Выполнение упражнения на построение композиции с организацией метрического порядка (ритм и пропорция) | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, образность, целостность. Комбинаторика и орнамент. Фактура и текстура. | Практические | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Способы организации формы (комбинаторика, симметрия, трансформация структур, получение коллажей и самоколлажей путем комбинирования элементов исходной композиции. Выполнение эскизов коллажа. | Практические | 4 | 4 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Выполнение упражнения на построение композиций с передачей фактуры и текстуры. | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Пластика | ||||||
3.1. | Пластические композиционные средства. Пластический характер. Линейно-пластическая форма и её особенности. Выполнение упражнений на выявление характера линейно - пластической формы. | Практические | 4 | 4 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Стилизация объектов природного мира. Разработка эскизов стилизации объектов природного мира. | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Основные приемы передачи художественного образа в композиции (семиотика). Выполнение упражнения на построение пластической объёмной формы. | Практические | 4 | 6 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Виды композиций | ||||||
4.1. | Основные виды пространственно-плоскостных форм. Выполнение упражнения на построение пространственно - плоскостной композиции. Построение пейзажа | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Объёмно-пространственная композиция и виды схематических композиций. Выполнение упражнения на построение композиции с ярко выраженным колоритом (натюрморт) | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов | ||||||
5.1. | Свойства зрительного восприятия. Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов. Перспективные изменения формы объекта в пространстве. Виды перспективы. Приемы достижения эффекта перспективы в графическом дизайне. Тени, составляющие светотени. | Сам. работа | 4 | 27 | ПК-32 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Ассоциативность, образность и выразительность графических средств. Создание художественного образа, творческие источники вдохновения. Использование графических средств для усиления выразительности создаваемого художественного образа. | Практические | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Формообразование в графическом дизайне | ||||||
6.1. | Приемы получения изображений. Функциональные возможности графического редактора. Порядок и приемы выполнения операций. Выполнение работ по обработке изображений. Загрузка и импорт файлов. Приемы обработки изображения. Гамма-коррекция. Монтаж изображения. Создание коллажей и баннеров | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Местная коррекция и ретушь изображения. Слои, маски и каналы. Фильтры и эффекты. Создание композиции со сложными контурами на модульной основе.Построение объемно-пространственного изображения. Получение изображений на основе фотоматериалов. Разработка фотоколлажа, фотомонтажа. | Практические | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Шрифт и шрифтовые композиции. Векторизация растровых изображений. Работа с цветом. Работа с текстом | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Экзамен | 4 | 9 | ПК-32 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Боресков А.В., Шикин Е.В. | КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лаврентьев А. Н. | Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов | Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | А. Л. Усанова | История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Усанова А. Л. | Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс в Moodle" Формообразование" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Adobe Creative Suite GIMP Inkscape CorelDRAW Graphics Suite Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); 4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере формообразования. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - отбор лучших практик использования формообразования в дизайн-проектировании. - выполнение практических заданий для освоения навыков работы с формой в дизайн-проектах. |