Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | Сформировать у студентов систематизированные знания о международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические представления о современных международных отношениях, об истории предмета социологии международных отношений, его методологии, социальной природе международных отношений, его структуре, видах, формах, способах решения возникающей напряженности в них; исследовательские подходы и методы анализа международных отношений; процедуры изучения и исследования современных международных отношений, выработки мер по предупреждению, урегулированию и управлению международными конфликтами |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять анализ общественного мнения по поводу международных отношений с использованием понятийно-категориального аппарата социологии; формулировать цели при исследовании международных отношений; ставить исследовательские задачи; применять исследовательские подходы и методы анализа международных отношений с использованием современного научного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий, вырабатывать меры по предупреждению, урегулированию и управлению международными конфликтами |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть: способностью определять действительные причины действий международных акторов; процедурами изучения и исследования современных международных отношений; навыками проведения исследований по изучению общественного мнения населения по вопросам международных отношений с помощью современных методов; навыками использования общих методов анализа и диагностики международных отношений, навыками выявления различных технологий влияния на международные отношения по определенным вопросам |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования международных отношений | ||||||
1.1. | Становление социологии международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Становление социологии международных отношений | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Россия в системе современных международных отношений | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Россия в системе современных международных отношений | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Социология международных отношений как специальная социологическая теория | ||||||
2.1. | Основные положения социологии международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Методы исследования в социологии международных отношений. Анализ процесса принятия решений | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Методы исследования в социологии международных отношений | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Методы исследования в социологии международных отношений | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Анализ процесса принятия решений | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Теоретические школы в исследовании международных отношений | ||||||
3.1. | Классическая традиция в исследовании международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Современные теории в социологии международных отношений | ||||||
4.1. | Современные теории в социологии международных отношений:неореализм и неолиберализм; разновидности неолиберализма, неомарксизм, транснационализм и постмодернизм | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Современные теории в социологии международных отношений | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Современные теории в социологии международных отношений | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Основные направления в современной социологии международных отношений | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Международные отношения как особый вид общественных отношений | ||||||
5.1. | Система, структура, среда международных отношений. Особенности среды международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Основные классификации международных систем | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Участники международных отношений. Цели, средства, интересы участников международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Принципы, право и мораль в международных отношениях | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.7. | Принципы, право и мораль в международных отношениях | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.8. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ: Теоретические вопросы: 1.Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет. 2.Социология международных отношений: связь и взаимодействие с социальными науками. 3.Традиции и парадигмы в изучении международных отношений. 4.Общенаучные методы исследования в социологии международных отношений. 5.Специальные методы и частные методики международно-политического анализа. 6.Понятие законов и закономерностей в сфере международных отношений. 7.Международные отношения как особый род общественных отношений. Международные отношения и мировая политика: соотношение понятий. 8.Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных отношений: от античности до современности. 9.Классическое (традиционное) направление в социологии международных отношений. 10.Идеалистическое направление и его представители в социологии международных отношений. 11.Марксистская парадигма в науке о международных отношениях. 12.Современные теории международных отношений: проблемы классификации. 13.Политический реализм, его разновидности, проявления в отечественной литературе. 14.Особенности и разновидности политического идеализма, его проявление в отечественной науке и практике международных отношений. 15.Характеристика «модернистского» (научного) направления в современных теориях международных отношений. 16.Транснационализм: содержание, разновидности, представители. 17.Неореализм, неолиберализм, неомарксизм в социологии международных отношений. 18.Содержание «глобализма» в изучении международных отношений. 19.Понятие структуры и среды в международных отношениях. Особенности международной среды. 20.Специфика современной социальной среды глобальной системы международных отношений. 21.«Внесоциальная» международная среда. Геополитические концепции в науке о международных отношениях. 22.Геополитические характеристики международной системы на рубеже и в начале XXI столетия. 23.Участники международных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент». 24.Государство как главный международный актор. Понятие «национальный интерес» государства. 25.Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в международных отношениях. 26.Особенности международной роли транснациональных корпораций (ТНК) и других участников международных отношений. 27.Цели, средства и интересы участников международных отношений. 28.Понятие силы как средства международных акторов. 29.Право и мораль в международных отношениях. 30.Основные принципы международного права. 31.Международное гуманитарное право и его нормы. 32.Международно-политические процессы: понятие и виды. 33.Международный и межгосударственный конфликт: общее и особенное. 34.Понятие и виды международного сотрудничества. 35.Международная безопасность: содержание понятия и теоретические подходы к определению. 36.Баланс сил в международных отношениях: понятие, системная функция, исторические формы. 37.Военная сила в международных отношениях. 38.«Центры силы» в международных отношениях. Понятие «многополярный мир». 39.Проблемы борьбы с международным терроризмом. 40.Место и роль России в системе международных отношений. Современное геополитическое положение России. 41.Национальная безопасность России в структуре национально-государственных интересов современной России. 42.Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил. 43.Политика России в «ближнем зарубежье». 44.Глобализация: основные черты и ее проявление в международных отношениях 45.Глобальные проблемы современности в мировой политике. 46.Понятия «международный» и «мировой порядок», их соотношение. 47.Современный этап всемирной истории: порядок или беспорядок в международных отношениях. 48.Внутренняя, внешняя и мировая политика: проблемы взаимосвязи. Практические задания: 1. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Современное международное положение России». 2. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Проблемы взаимодействия России и США». 3. Приведите примеры использования метода наблюдения при исследовании международных отношений. 4. Постройте бесконфликтную модель взаимоотношений России и ЕС. 5. Проанализируйте взаимоотношения РФ и государств СНГ (на примере конкретного государства на выбор). 6. Определите возможные критерии оценки международных отношений России и государств ЕС (на примере конкретного государства на выбор). 7. Проведите сравнительный анализ взаимоотношений США И СССР в период «холодной войны» и США и России на современном этапе. 8. Оцените возможности межправительственных организаций в регулировании современных международных отношений (на примере конкретной межправительственной организации). 9. Приведите примеры нарушения принципа неприменения силы в международных отношениях. Обоснуйте свой ответ. 10. Постройте прогноз развития международных отношений ЕС И США. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных отношений: от античности до современности. 2. Классическое (традиционное) направление в социологии международных отношений. 3. Идеалистическое направление и его представители в социологии международных отношений. 4. Марксистская парадигма в науке о международных отношениях. 5. 12.Современные теории международных отношений: проблемы классификации. 6. Политический реализм, его разновидности, проявления в отечественной литературе. 7. Особенности и разновидности политического идеализма, его проявление в отечественной науке и практике международных отношений. 8. Характеристика «модернистского» (научного) направления в современных теориях международных отношений. 9. Транснационализм: содержание, разновидности, представители. 10. Неореализм, неолиберализм, неомарксизм в социологии международных отношений. 11. Содержание «глобализма» в изучении международных отношений. 12. Понятие структуры и среды в международных отношениях. Особенности международной среды. 13. Специфика современной социальной среды глобальной системы международных отношений. 14. «Внесоциальная» международная среда. Геополитические концепции в науке о международных отношениях. 15. Геополитические характеристики международной системы на рубеже и в начале XXI столетия. 16. Геополитическое положение России на современном этапе. 17. Участники международных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент». 18. Государство как главный международный актор. Понятие «национальный интерес» государства. 19. Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в международных отношениях. 20. Особенности международной роли транснациональных корпораций (ТНК) и других участников международных отношений. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Баженов, А. М. | Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каримова, А. Б. | Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://ru.wikipedia.org/wiki/международные отношения. | |||
Э2 | http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал. | |||
Э3 | http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов. | |||
Э4 | Курс в Moodle «Социология международных отношений» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по написанию реферата. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы. Итоговый контроль. При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |