МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систематизированные знания о международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические представления о современных международных отношениях, об истории предмета социологии международных отношений, его методологии, социальной природе международных отношений, его структуре, видах, формах, способах решения возникающей напряженности в них; исследовательские подходы и методы анализа международных отношений; процедуры изучения и исследования современных международных отношений, выработки мер по предупреждению, урегулированию и управлению международными конфликтами
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ общественного мнения по поводу международных отношений с использованием понятийно-категориального аппарата социологии; формулировать цели при исследовании международных отношений; ставить исследовательские задачи; применять исследовательские подходы и методы анализа международных отношений с использованием современного научного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий, вырабатывать меры по предупреждению, урегулированию и управлению международными конфликтами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: способностью определять действительные причины действий международных акторов; процедурами изучения и исследования современных международных отношений; навыками проведения исследований по изучению общественного мнения населения по вопросам международных отношений с помощью современных методов; навыками использования общих методов анализа и диагностики международных отношений, навыками выявления различных технологий влияния на международные отношения по определенным вопросам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования международных отношений
1.1. Становление социологии международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Становление социологии международных отношений Сам. работа 8 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Россия в системе современных международных отношений Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Россия в системе современных международных отношений Сам. работа 8 13 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социология международных отношений как специальная социологическая теория
2.1. Основные положения социологии международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Практические 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Сам. работа 8 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Методы исследования в социологии международных отношений. Анализ процесса принятия решений Лекции 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Методы исследования в социологии международных отношений Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Методы исследования в социологии международных отношений Сам. работа 8 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Анализ процесса принятия решений Сам. работа 8 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические школы в исследовании международных отношений
3.1. Классическая традиция в исследовании международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Практические 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений Лекции 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Современные теории в социологии международных отношений
4.1. Современные теории в социологии международных отношений:неореализм и неолиберализм; разновидности неолиберализма, неомарксизм, транснационализм и постмодернизм Лекции 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Современные теории в социологии международных отношений Практические 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Современные теории в социологии международных отношений Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Основные направления в современной социологии международных отношений Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Международные отношения как особый вид общественных отношений
5.1. Система, структура, среда международных отношений. Особенности среды международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Основные классификации международных систем Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Участники международных отношений. Цели, средства, интересы участников международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.6. Принципы, право и мораль в международных отношениях Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.7. Принципы, право и мораль в международных отношениях Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.8. Экзамен 8 27 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ:
Теоретические вопросы:
1.Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет.
2.Социология международных отношений: связь и взаимодействие с социальными науками.
3.Традиции и парадигмы в изучении международных отношений.
4.Общенаучные методы исследования в социологии международных отношений.
5.Специальные методы и частные методики международно-политического анализа.
6.Понятие законов и закономерностей в сфере международных отношений.
7.Международные отношения как особый род общественных отношений. Международные отношения и мировая политика: соотношение понятий.
8.Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных отношений: от античности до современности.
9.Классическое (традиционное) направление в социологии международных отношений.
10.Идеалистическое направление и его представители в социологии международных отношений.
11.Марксистская парадигма в науке о международных отношениях.
12.Современные теории международных отношений: проблемы классификации.
13.Политический реализм, его разновидности, проявления в отечественной литературе.
14.Особенности и разновидности политического идеализма, его проявление в отечественной науке и практике международных отношений.
15.Характеристика «модернистского» (научного) направления в современных теориях международных отношений.
16.Транснационализм: содержание, разновидности, представители.
17.Неореализм, неолиберализм, неомарксизм в социологии международных отношений.
18.Содержание «глобализма» в изучении международных отношений.
19.Понятие структуры и среды в международных отношениях. Особенности международной среды.
20.Специфика современной социальной среды глобальной системы международных отношений.
21.«Внесоциальная» международная среда. Геополитические концепции в науке о международных отношениях.
22.Геополитические характеристики международной системы на рубеже и в начале XXI столетия.
23.Участники международных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент».
24.Государство как главный международный актор. Понятие «национальный интерес» государства.
25.Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в международных отношениях.
26.Особенности международной роли транснациональных корпораций (ТНК) и других участников международных отношений.
27.Цели, средства и интересы участников международных отношений.
28.Понятие силы как средства международных акторов.
29.Право и мораль в международных отношениях.
30.Основные принципы международного права.
31.Международное гуманитарное право и его нормы.
32.Международно-политические процессы: понятие и виды.
33.Международный и межгосударственный конфликт: общее и особенное.
34.Понятие и виды международного сотрудничества.
35.Международная безопасность: содержание понятия и теоретические подходы к определению.
36.Баланс сил в международных отношениях: понятие, системная функция, исторические формы.
37.Военная сила в международных отношениях.
38.«Центры силы» в международных отношениях. Понятие «многополярный мир».
39.Проблемы борьбы с международным терроризмом.
40.Место и роль России в системе международных отношений. Современное геополитическое положение России.
41.Национальная безопасность России в структуре национально-государственных интересов современной России.
42.Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил.
43.Политика России в «ближнем зарубежье».
44.Глобализация: основные черты и ее проявление в международных отношениях
45.Глобальные проблемы современности в мировой политике.
46.Понятия «международный» и «мировой порядок», их соотношение.
47.Современный этап всемирной истории: порядок или беспорядок в международных отношениях.
48.Внутренняя, внешняя и мировая политика: проблемы взаимосвязи.

Практические задания:
1. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Современное международное положение России».
2. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Проблемы взаимодействия России и США».
3. Приведите примеры использования метода наблюдения при исследовании международных отношений.
4. Постройте бесконфликтную модель взаимоотношений России и ЕС.
5. Проанализируйте взаимоотношения РФ и государств СНГ (на примере конкретного государства на выбор).
6. Определите возможные критерии оценки международных отношений России и государств ЕС (на примере конкретного государства на выбор).
7. Проведите сравнительный анализ взаимоотношений США И СССР в период «холодной войны» и США и России на современном этапе.
8. Оцените возможности межправительственных организаций в регулировании современных международных отношений (на примере конкретной межправительственной организации).
9. Приведите примеры нарушения принципа неприменения силы в международных отношениях. Обоснуйте свой ответ.
10. Постройте прогноз развития международных отношений ЕС И США.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных отношений: от античности до современности.
2. Классическое (традиционное) направление в социологии международных отношений.
3. Идеалистическое направление и его представители в социологии международных отношений.
4. Марксистская парадигма в науке о международных отношениях.
5. 12.Современные теории международных отношений: проблемы классификации.
6. Политический реализм, его разновидности, проявления в отечественной литературе.
7. Особенности и разновидности политического идеализма, его проявление в отечественной науке и практике международных отношений.
8. Характеристика «модернистского» (научного) направления в современных теориях международных отношений.
9. Транснационализм: содержание, разновидности, представители.
10. Неореализм, неолиберализм, неомарксизм в социологии международных отношений.
11. Содержание «глобализма» в изучении международных отношений.
12. Понятие структуры и среды в международных отношениях. Особенности международной среды.
13. Специфика современной социальной среды глобальной системы международных отношений.
14. «Внесоциальная» международная среда. Геополитические концепции в науке о международных отношениях.
15. Геополитические характеристики международной системы на рубеже и в начале XXI столетия.
16. Геополитическое положение России на современном этапе.
17. Участники международных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент».
18. Государство как главный международный актор. Понятие «национальный интерес» государства.
19. Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в международных отношениях.
20. Особенности международной роли транснациональных корпораций (ТНК) и других участников международных отношений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каримова, А. Б. Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/международные отношения.
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle «Социология международных отношений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.