МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систематизированные знания о международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические представления о современных международных отношениях, об истории предмета социологии международных отношений, его методологии, социальной природе международных отношений, его структуре, видах, формах, способах решения возникающей напряженности в них; исследовательские подходы и методы анализа международных отношений; процедуры изучения и исследования современных международных отношений, выработки мер по предупреждению, урегулированию и управлению международными конфликтами
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ общественного мнения по поводу международных отношений с использованием понятийно-категориального аппарата социологии; формулировать цели при исследовании международных отношений; ставить исследовательские задачи; применять исследовательские подходы и методы анализа международных отношений с использованием современного научного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий, вырабатывать меры по предупреждению, урегулированию и управлению международными конфликтами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: способностью определять действительные причины действий международных акторов; процедурами изучения и исследования современных международных отношений; навыками проведения исследований по изучению общественного мнения населения по вопросам международных отношений с помощью современных методов; навыками использования общих методов анализа и диагностики международных отношений, навыками выявления различных технологий влияния на международные отношения по определенным вопросам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования международных отношений
1.1. Становление социологии международных отношений Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Россия в системе современных международных отношений Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социология международных отношений как специальная социологическая теория
2.1. Основные положения социологии международных отношений Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Сам. работа 5 11 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Методы исследования в социологии международных отношений. Анализ процесса принятия решений Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Методы исследования в социологии международных отношений. Анализ процесса принятия решений Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические школы в исследовании международных отношений
3.1. Классическая, либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений. Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Современные теории в социологии международных отношений
4.1. Современные теории в социологии международных отношений:неореализм и неолиберализм; разновидности неолиберализма, неомарксизм, транснационализм и постмодернизм Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Современные теории в социологии международных отношений Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Современные теории в социологии международных отношений Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Основные направления в современной социологии международных отношений Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Международные отношения как особый вид общественных отношений
5.1. Система, структура, среда международных отношений. Особенности среды международных отношений. Основные классификации международных систем Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Участники международных отношений. Цели, средства, интересы участников международных отношений.Принципы, право и мораль в международных отношениях Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Участники международных отношений. Цели, средства, интересы участников международных отношений.Принципы, право и мораль в международных отношениях Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Экзамен 5 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ:
Теоретические вопросы:
1.Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет.
2.Социология международных отношений: связь и взаимодействие с социальными науками.
3.Традиции и парадигмы в изучении международных отношений.
4.Общенаучные методы исследования в социологии международных отношений.
5.Специальные методы и частные методики международно-политического анализа.
6.Понятие законов и закономерностей в сфере международных отношений.
7.Международные отношения как особый род общественных отношений. Международные отношения и мировая политика: соотношение понятий.
8.Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных отношений: от античности до современности.
9.Классическое (традиционное) направление в социологии международных отношений.
10.Идеалистическое направление и его представители в социологии международных отношений.
11.Марксистская парадигма в науке о международных отношениях.
12.Современные теории международных отношений: проблемы классификации.
13.Политический реализм, его разновидности, проявления в отечественной литературе.
14.Особенности и разновидности политического идеализма, его проявление в отечественной науке и практике международных отношений.
15.Характеристика «модернистского» (научного) направления в современных теориях международных отношений.
16.Транснационализм: содержание, разновидности, представители.
17.Неореализм, неолиберализм, неомарксизм в социологии международных отношений.
18.Содержание «глобализма» в изучении международных отношений.
19.Понятие структуры и среды в международных отношениях. Особенности международной среды.
20.Специфика современной социальной среды глобальной системы международных отношений.
21.«Внесоциальная» международная среда. Геополитические концепции в науке о международных отношениях.
22.Геополитические характеристики международной системы на рубеже и в начале XXI столетия.
23.Участники международных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент».
24.Государство как главный международный актор. Понятие «национальный интерес» государства.
25.Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в международных отношениях.
26.Особенности международной роли транснациональных корпораций (ТНК) и других участников международных отношений.
27.Цели, средства и интересы участников международных отношений.
28.Понятие силы как средства международных акторов.
29.Право и мораль в международных отношениях.
30.Основные принципы международного права.
31.Международное гуманитарное право и его нормы.
32.Международно-политические процессы: понятие и виды.
33.Международный и межгосударственный конфликт: общее и особенное.
34.Понятие и виды международного сотрудничества.
35.Международная безопасность: содержание понятия и теоретические подходы к определению.
36.Баланс сил в международных отношениях: понятие, системная функция, исторические формы.
37.Военная сила в международных отношениях.
38.«Центры силы» в международных отношениях. Понятие «многополярный мир».
39.Проблемы борьбы с международным терроризмом.
40.Место и роль России в системе международных отношений. Современное геополитическое положение России.
41.Национальная безопасность России в структуре национально-государственных интересов современной России.
42.Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил.
43.Политика России в «ближнем зарубежье».
44.Глобализация: основные черты и ее проявление в международных отношениях
45.Глобальные проблемы современности в мировой политике.
46.Понятия «международный» и «мировой порядок», их соотношение.
47.Современный этап всемирной истории: порядок или беспорядок в международных отношениях.
48.Внутренняя, внешняя и мировая политика: проблемы взаимосвязи.

Практические задания:
1. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Современное международное положение России».
2. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Проблемы взаимодействия России и США».
3. Приведите примеры использования метода наблюдения при исследовании международных отношений.
4. Постройте бесконфликтную модель взаимоотношений России и ЕС.
5. Проанализируйте взаимоотношения РФ и государств СНГ (на примере конкретного государства на выбор).
6. Определите возможные критерии оценки международных отношений России и государств ЕС (на примере конкретного государства на выбор).
7. Проведите сравнительный анализ взаимоотношений США И СССР в период «холодной войны» и США и России на современном этапе.
8. Оцените возможности межправительственных организаций в регулировании современных международных отношений (на примере конкретной межправительственной организации).
9. Приведите примеры нарушения принципа неприменения силы в международных отношениях. Обоснуйте свой ответ.
10. Постройте прогноз развития международных отношений ЕС И США.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных отношений: от античности до современности.
2. Классическое (традиционное) направление в социологии международных отношений.
3. Идеалистическое направление и его представители в социологии международных отношений.
4. Марксистская парадигма в науке о международных отношениях.
5. 12.Современные теории международных отношений: проблемы классификации.
6. Политический реализм, его разновидности, проявления в отечественной литературе.
7. Особенности и разновидности политического идеализма, его проявление в отечественной науке и практике международных отношений.
8. Характеристика «модернистского» (научного) направления в современных теориях международных отношений.
9. Транснационализм: содержание, разновидности, представители.
10. Неореализм, неолиберализм, неомарксизм в социологии международных отношений.
11. Содержание «глобализма» в изучении международных отношений.
12. Понятие структуры и среды в международных отношениях. Особенности международной среды.
13. Специфика современной социальной среды глобальной системы международных отношений.
14. «Внесоциальная» международная среда. Геополитические концепции в науке о международных отношениях.
15. Геополитические характеристики международной системы на рубеже и в начале XXI столетия.
16. Геополитическое положение России на современном этапе.
17. Участники международных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент».
18. Государство как главный международный актор. Понятие «национальный интерес» государства.
19. Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в международных отношениях.
20. Особенности международной роли транснациональных корпораций (ТНК) и других участников международных отношений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каримова, А. Б. Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/международные отношения.
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle «Социология международных отношений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.