МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_ох-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., доктор философ. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой Попов Е.А., доктор философ. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, умение проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности и нести за них социальную и этическую ответственность; способность руководить коллективом

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-8 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5 способностью приобретать новые знания с использованием современных научных методов и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику использования социологических знаний в оценке социальных и этических последствий принимаемых решений
основные социологические понятия и категории, специфику социальной структуры и процессов в современном обществе
теоретические основы и специфику использования социологических методов для решения профессиональных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать социологические знания в оценке социальных и этических последствий принимаемых решений
использовать социологические знания в руководстве коллективом в сфере своей профессиональной деятельности
определять перечень количественных и качественных социологических методов, необходимых для решения профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками оценки социальных последствий принимаемых решений в нестандартных ситуациях
практическими навыками налаживания эффективной работы в коллективе
практическими навыками использования социологических методов для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Социология как наука. Лекции 4 4 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Социология как наука. Практические 4 4 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Социология как наука. Сам. работа 4 6 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Основные направления развития современного социологического знания. Лекции 4 4 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные направления развития современного социологического знания. Практические 4 4 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные направления развития современного социологического знания. Сам. работа 4 6 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Общество как социальная система. Лекции 4 4 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Общество как социальная система. Практические 4 4 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Общество как социальная система. Сам. работа 4 6 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Лекции 4 4 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 4 2 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Сам. работа 4 5 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Социальная структура современного общества. Лекции 4 4 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Социальная структура современного общества. Сам. работа 4 13 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Социальные изменения и их роль в социальных процессах общества. Лекции 4 2 ОПК-8, ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. История становления социологического знания за рубежом.
2. История развития российской социологии.
3. Объект и предмет социологии.
4. Функции социологического знания.
5. Теоретический и эмпирический уровни социологии.
6. Понятие парадигмы, теории и концепции в социологии.
7. Структурный функционализм.
8. Марксизм и неомарксизм в социологии.
9. Психоаналитические традиции в социологии.
10. Понимающая социология.
11. Основные структурные элементы общественного устройства.
12. Понятие и основное предназначение социальных институтов в обществе.
13. Современные социальные институты и их функции.
14. Основные тенденции современного общественного развития.
15. Понятия социального неравенства и социальной стратификации.
16. Социальная мобильность: понятие, основные виды, каналы реализации.
17. Понятие социальной группы, класса, общности.
18. Социальная структура современных западных и российского общества.

Практические задания
1. Разработка вопросов для коллективного обсуждения по теме.
2. Иллюстрация возможностей использования результатов социологических исследований в своей профессиональной деятельности.
3. Оценка возможностей и ограничений основных каналов социальной мобильности в современной России.
4. Подготовка тезисов доклада перед своими коллегами по тематике: «Функции и дисфункции конкретного социального института»

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
Л2.2 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э2 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э3 Электронные библиотечные системы:
Э4 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э5 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э6 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э7 Интернет-ресурсы
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.