МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловой и дипломатический этикет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Деловой и дипломатический этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины
Дипломатический этикет являются:
- знакомство с основными видами и типами современной дипломатии, спецификой языкового наполнения этикета в дипломатической практике России;
- выработка у студентов умений и навыков эффективного дипломатического взаимодействия, определяющих высокий уровень вербальной коммуникативной компетентности в сферах международной коммуникации;
- ознакомление студентов с методами и приемами дипломатии и дипломатического этикета России, многообразием методов и приемов языкового выражения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
ПК-12 владением навыками квалифицированного языкового сопровождения международных форумов и переговоров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать государственную символику, современные и исторические нормы этикета;
Знать протокольные нормы и специфику работы протокольного подразделения как составной части дипломатической службы.
3.2.Уметь:
3.2.1.Преодолевать коммуникационные барьеры общения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть культурой делового общения;
Основными механизмами дипломатического и делового общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная дипломатия
1.1. Определение дипломатии. Эволюция дипломатических методов. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2
1.2. Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. Практические 3 4 Л1.1
1.3. Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. Сам. работа 3 16 ПК-10, ПК-12 Л1.1
Раздел 2. Дипломатический протокол в России
2.1. Дипломатические беседы, их организация и проведение. Практические 3 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Дипломатические документы и дипломатический язык. Сам. работа 3 18 ПК-10, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основы дипломатического этикета
3.1. Правила дипломатического этикета. Визиты государственных деятелей, дипломатический прием, работа с переводчиком, переговоры. Практические 3 6 Л1.2
3.2. Эволюция языка дипломатического этикета. Дипломатия и культура. Сам. работа 3 20 ПК-10, ПК-12 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов
1. Дипломатический протокол и профессия дипломата.
2. Этикет: истоки и принципы.
3. История формирования норм и правил дипломатического протокола.
4. Протокол и дипломатическая служба.
5. Дипломатическая иерархия и протокольное старшинство.
6. Международная вежливость и протокол государственной символики.
7. Протокол и основные задачи дипломатического представительства.
8. Дипломатический протокол как средство реализации основополагающих принципов международного права.
9. история кодификации протокольных норм и роль прецедента.
10. Современная организация протокольной службы в Российской Федерации.
11. Венская конвенция о дипломатических сношениях как основа единообразного применения норм протокола.
12. Порядок аккредитации глав дипломатических представительств и критерии их протокольного старшинства.
13. Международно-правовой статус дипломатического корпуса и нормы протокола.
14. Различия в объеме привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских представительств, а также их персонала.
15. Протокол приема высоких иностранных гостей – отражение норм международной вежливости, обычаев и традиций.
16. Визиты на высшем и высоком уровне и их протокольное обеспечение.
17. Российская протокольная практика приема глав иностранных государств.
18. Особенности зарубежной практики приема высоких иностранных гостей (одно-два государства по выбору)
19. Правила дипломатического протокола, этикета и их роль в установлении деловых контактов.
20. Протокольные требования к дипломатической переписке и ее языку.
21. Установление (разрыв) дипломатических отношений и протокольная процедура.
22. Визитная карточка дипломата и ее протокольные возможности.
23. Виды дипломатических приемов, их протокольные особенности и принципы рассадки гостей.
24. Имидж дипломата и общепринятые правила поведения.
25. Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова Дипломатическая служба : учеб. пособие для вузов / МГИМО (Ун-т) МИД России : Пособие М. : Аспект Пресс, 2014
Л1.2 АлтГУ, Филол. фак., Каф. общ. и ист. языкознания Дипломатический этикет и его языковая реализация: учеб.-метод. материалы для направления подготовки магистров 032700.68 Филология (магистерская программа "Язык в поликультурном пространстве" (очная форма обучения) Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012, 2012 e.lanbook.com
Л2.2 Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: учеб. пособие для студентов-иностранцев: учебное пособие Москва, «Русский язык», 1983
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Капкан М.В., Лихачева Л.С. Деловой этикет. Учебное пособие [Электронный ресурс] - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017 elar.urfu.ru
Э2 Кузнецов Н.И. Деловое общение. Учебное пособие для студентов ВУЗов [Электронный ресурс ] - Москва, 2015 www.google.ru
Э3 Грибова Н.А. Искусство делового этикета. Учебное пособие [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2015. izd-mn.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ДЛЯ УСТНОГО ИЛИ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА НА ЗАЧЕТЕ
1. Полнота и правильность ответа
2. Степень осознанности и понимания изученного материала
3. Языковое оформление ответа
Шкала оценивания: Показатели:
«зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «удовлетворительно» и выше
«не зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «неудовлетворительно»