Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Дипломатический этикет являются: - знакомство с основными видами и типами современной дипломатии, спецификой языкового наполнения этикета в дипломатической практике России; - выработка у студентов умений и навыков эффективного дипломатического взаимодействия, определяющих высокий уровень вербальной коммуникативной компетентности в сферах международной коммуникации; - ознакомление студентов с методами и приемами дипломатии и дипломатического этикета России, многообразием методов и приемов языкового выражения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-10 | способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля |
ПК-12 | владением навыками квалифицированного языкового сопровождения международных форумов и переговоров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать государственную символику, современные и исторические нормы этикета; Знать протокольные нормы и специфику работы протокольного подразделения как составной части дипломатической службы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Преодолевать коммуникационные барьеры общения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть культурой делового общения; Основными механизмами дипломатического и делового общения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Профессиональная дипломатия | ||||||
1.1. | Определение дипломатии. Эволюция дипломатических методов. | Лекции | 3 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. | Практические | 3 | 4 | Л1.1 | |
1.3. | Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-10, ПК-12 | Л1.1 |
Раздел 2. Дипломатический протокол в России | ||||||
2.1. | Дипломатические беседы, их организация и проведение. | Практические | 3 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Дипломатические документы и дипломатический язык. | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Основы дипломатического этикета | ||||||
3.1. | Правила дипломатического этикета. Визиты государственных деятелей, дипломатический прием, работа с переводчиком, переговоры. | Практические | 3 | 6 | Л1.2 | |
3.2. | Эволюция языка дипломатического этикета. Дипломатия и культура. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-10, ПК-12 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине в Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Тематика рефератов 1. Дипломатический протокол и профессия дипломата. 2. Этикет: истоки и принципы. 3. История формирования норм и правил дипломатического протокола. 4. Протокол и дипломатическая служба. 5. Дипломатическая иерархия и протокольное старшинство. 6. Международная вежливость и протокол государственной символики. 7. Протокол и основные задачи дипломатического представительства. 8. Дипломатический протокол как средство реализации основополагающих принципов международного права. 9. история кодификации протокольных норм и роль прецедента. 10. Современная организация протокольной службы в Российской Федерации. 11. Венская конвенция о дипломатических сношениях как основа единообразного применения норм протокола. 12. Порядок аккредитации глав дипломатических представительств и критерии их протокольного старшинства. 13. Международно-правовой статус дипломатического корпуса и нормы протокола. 14. Различия в объеме привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских представительств, а также их персонала. 15. Протокол приема высоких иностранных гостей – отражение норм международной вежливости, обычаев и традиций. 16. Визиты на высшем и высоком уровне и их протокольное обеспечение. 17. Российская протокольная практика приема глав иностранных государств. 18. Особенности зарубежной практики приема высоких иностранных гостей (одно-два государства по выбору) 19. Правила дипломатического протокола, этикета и их роль в установлении деловых контактов. 20. Протокольные требования к дипломатической переписке и ее языку. 21. Установление (разрыв) дипломатических отношений и протокольная процедура. 22. Визитная карточка дипломата и ее протокольные возможности. 23. Виды дипломатических приемов, их протокольные особенности и принципы рассадки гостей. 24. Имидж дипломата и общепринятые правила поведения. 25. Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова | Дипломатическая служба : учеб. пособие для вузов / МГИМО (Ун-т) МИД России : Пособие | М. : Аспект Пресс, 2014 | |
Л1.2 | АлтГУ, Филол. фак., Каф. общ. и ист. языкознания | Дипломатический этикет и его языковая реализация: учеб.-метод. материалы для направления подготовки магистров 032700.68 Филология (магистерская программа "Язык в поликультурном пространстве" (очная форма обучения) | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рахманин Л.В. | Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: | М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012, 2012 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Акишина А.А., Формановская Н.И. | Русский речевой этикет: учеб. пособие для студентов-иностранцев: учебное пособие | Москва, «Русский язык», 1983 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Капкан М.В., Лихачева Л.С. Деловой этикет. Учебное пособие [Электронный ресурс] - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017 | elar.urfu.ru | ||
Э2 | Кузнецов Н.И. Деловое общение. Учебное пособие для студентов ВУЗов [Электронный ресурс ] - Москва, 2015 | www.google.ru | ||
Э3 | Грибова Н.А. Искусство делового этикета. Учебное пособие [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2015. | izd-mn.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
ДЛЯ УСТНОГО ИЛИ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА НА ЗАЧЕТЕ 1. Полнота и правильность ответа 2. Степень осознанности и понимания изученного материала 3. Языковое оформление ответа Шкала оценивания: Показатели: «зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «удовлетворительно» и выше «не зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «неудовлетворительно» |