МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 150
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 150 150 150 150
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Экономическая конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучить студентов пониманию сущности основных экономических процессов и порождаемых ими конфликтов, перспективам их развития и путям преодоления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия экономической конфликтологии, об источниках и причинах возникновения экономических конфликтов; теоретические и методологические основы экономической конфликтологии; основные методы регулирования экономических конфликтов; типы экономических конфликтов, их структуру, специфику экономического конфликта
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные экономические знания при разрешении и урегулировании конфликтов, анализировать социально-значимые процессы и проблемы в экономической сфере; выявлять специфику конфликта, давать оценку конкретным конфликтным ситуациям в экономическом процессе; определять роль конфликтов в системе экономических отношений, вычленять формы, классификации и способы анализа экономических конфликтов; применять методологию междисциплинарного анализа экономического конфликта, находить пути и средства предупреждения и разрешения экономических конфликтов, управления экономическими конфликтами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: навыками использования экономических знаний в своей профессиональной деятельности; навыками определения тенденций и фаз развития конфликтов, комплексом мероприятий по управлению экономическими конфликтами; навыками использования положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при исследовании экономических конфликтов; навыками использования категориального аппарата гуманитарных и социальных наук при исследовании экономических конфликтов, навыками управления экономическими конфликтами с учетом их многофакторной обусловленности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения экономических конфликтов
1.1. Зарождение и становление экономической конфликтологии Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Зарождение и становление экономической конфликтологии Сам. работа 6 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.3. Предмет и метод экономической конфликтологии Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.4. Предмет и метод экономической конфликтологии Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.5. Современные теории экономических конфликтов Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.6. Современные теории экономических конфликтов Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.7. Современные теории экономических конфликтов Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.8. Теоретические основы взаимодействия экономических субъектов Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Экономические конфликты и пути их урегулирования
2.1. Формы столкновения экономических интересов Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.2. Специфика экономических конфликтов Практические 6 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.3. Межрегиональные, международные и межгосударственные конфликты в экономике и способы их разрешения Сам. работа 6 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.4. Экономические кризисы как источники конфликтов Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.5. Экономический кризис как конфликтная ситуация Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.6. Экономический кризис: причины и виды Сам. работа 6 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.7. Конкуренция и экономические конфликты; конфликты в различных областях экономики Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.8. Конкурентная конфликтность Практические 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.9. Конкурентная конфликтность Сам. работа 6 15 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.10. Конфликты приватизации и становления рыночных отношений Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.11. Конфликты в приватизации Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.12. Конфликты в приватизации Сам. работа 6 15 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.13. Введение в конфликтологию предпринимательства Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.14. Конфликтные взаимоотношения предпринимателей с чиновниками Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.15. Перспективы развития конфликтов в сфере предпринимательства Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.16. Экономическая конфликтогенность предпринимательства Сам. работа 6 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.17. Способы наступательного и оборонительного экономического поведения Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.18. Внешнеэкономические конфликты Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.19. Внешнеэкономические конфликты Сам. работа 6 11 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.20. Конфликты на потребительском рынке Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.21. Конфликты на потребительском рынке Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.22. Корпоративные конфликты Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.23. Корпоративные конфликты Сам. работа 6 11 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.24. Манипулятивные техники достижения целей и регулирования конфликта Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.25. Управление персоналом и конфликт. Конфликтологическое консультирование Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.26. Методы урегулирования экономических конфликтов Практические 6 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.27. Методы урегулирования экономических конфликтов Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:

1. Анализ социально-значимых процессов и проблем в экономической сфере.
2. Характеристика основных подходов к понятию «социальный конфликт» в социологии, экономике и психологии.
3. Методы социальных, гуманитарных и экономических наук при разрешении экономических конфликтов.
4. Методология междисциплинарного анализа экономического конфликта.
5. Многофакторная обусловленность экономического конфликта.
6. Основные категории гуманитарных и социальных наук при исследовании экономических конфликтов.
7. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса.
8. Диалектическая концепция конфликта Р. Дарендорфа.
9. Игровая модель конфликта А. Рапопорта.
10. Функционалистское объяснение конфликта. Позитивная роль конфликта.
11. Управление конфликтом и способы разрешения корпоративного конфликта.
12. Типы экономического сотрудничества и способы их осуществления.
13. Особенности конкуренции и соперничества как разновидности конфликта.
14. Принуждение как способ регулирования и разрешения экономических конфликта.
15. Роль насилия в конфликтах. Виды насилия. Война.
16. Экономические основания компромисса как способа регулирования конфликт.а
17. Понятие потребительского экстремизма. Способы противостояния ему.
18. Способы предотвращения конфликтов на потребительском рынке. Закон РФ «О защите прав потребителей».
19. Межрегиональные, международные экономические конфликты и способы их разрешения
20. Кризис в организации как источник корпоративного конфликта.
21. Особенности трудовых конфликтов. Забастовки, саботаж как виды трудовых конфликтов. Способы управления трудовыми конфликтами.
22. Торговые войны. Борьба за экономическое господство.
23. Глобализация социальной, экономической и культурной жизни: основные идеи и подходы.
24. Конфликтный потенциал экономической глобализации.
25. Формы экономической интеграции в современном мире: проблемы и противоречия.
26. Роль и значение надгосударственных структур в международном бизнесе.
27. Виды экономик: «прозрачная», «теневая», «криминальная». Механизмы криминализации социальных отношений.
28. Международные экономические организации и их функции в регулировании экономических отношений.
29. Экономический кризис. Внутрисистемный кризис. Классификация видов кризисов в экономике.
30. Конфликт в системе отношений собственности. Источники конфликтов.
31. Феномен рейдерства в мировой и российской экономике.
32. Конфликт и потенциал конфликтности в экономической сфере. Основные типы экономических конфликтов.
33. Основные субъекты конфликтов в системе управления, их характеристики.
34. Виды объектов и структура предметов конфликтов в системе управления.
35. Основные стратегии управления экономическими конфликтами.

Практические задания:

1. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Проблемы экономического развития России».
2. Выявите основные противоречия, лежащие в основе экономических конфликтов. Охарактеризуйте их.
3. Проанализируйте конфликт на потребительском рынке (на примере конкретного конфликта).
4. Предложите способ, позволяющий предотвратить конфликт на потребительском рынке.
5. Раскройте особенности внешнеэкономического конфликта (на примере конкретного конфликта).
6. Приведите примеры конфликтов, связанных с конкурентной борьбой.
7. Оцените влияние экономического кризиса на развитие мировой экономики (на примере конкретного кризиса).
8. Предложите свою классификацию экономических конфликтов.
9. Приведите примеры удачного разрешения экономических конфликтов.
10. Приведите примеры эффективного использования переговоров при разрешении конфликтов в экономике.
11. Охарактеризуйте трудности, возникающие при разрешении экономических конфликтов.
12. Оцените возможности социального партнерства при урегулировании экономических конфликтов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕфЕРАТОВ:
1. Межрегиональные, международные и межгосударственные конфликты в
экономике и способы их разрешения.
2. Способы наступательного и оборонительного экономического поведения.
3. Современные способы ведения войны и их экономические последствия
4. Технологии профилактики, урегулирования и разрешения конфликта.
5. Многофакторная обусловленность экономического конфликта.
6. Переговоры: стратегии, модели и техники.
7. Манипулятивные техники достижения целей и регулирования конфликта
8. Экономическая конфликтогенность культуры. Контркультура. Традиционализм и
инновационность.
9. Человек в поле экономического конфликта: стили поведения.
10. Управление персоналом и конфликт
11. Конфликтологическое консультирование.
12. Потребительский экстремизм: сущность, способы противостояния.
13. Рейдерство, специфика его осуществления в современной российской экономике.
14. Арбитражный процесс в разрешении экономического конфликта.
15. Гражданский процесс в разрешении экономического конфликта.
16. Анализ социально-значимых процессов и проблем в экономической сфере.
17. Методы социальных, гуманитарных и экономических наук при разрешении экономических конфликтов.
18. Методология междисциплинарного анализа экономического конфликта.
19. Категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук при исследовании и разрешении экономических конфликтов.
20. Влияние экономических кризисов на развитие мировой экономики.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
Л2.2 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
Л2.3 Розанова Н.М. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Розанова Н.М. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ
Э5 Курс в MOODLE "Экономическая конфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.