МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология современных массмедиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология современных массмедиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать формированию профессионального социолога путем систематического изучения современных массмедиа как социального явления; сформировать представления о принципах, подходах, методах, используемых в социологическом познании средств массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.возможности применения методологии социологии в обобщении и анализе актуальных проблем развития современных массмедиа
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать проблемы современных массмедиа с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии и информационных технологий в исследованиях современных массмедиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания изучения средств массовой информации
1.1. Социология современных массмедиа как отрасль социологического знания Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Социология современных массмедиа как отрасль социологического знания Сам. работа 2 18 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Актуальные проблемы социологического изучения современных массмедиа Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Актуальные проблемы социологического изучения современных массмедиа Практические 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Актуальные проблемы социологического изучения современных массмедиа Сам. работа 2 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проблемы развития современных массмедиа
2.1. Массовые коммуникации в системе социологического исследования Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Массовые коммуникации в системе социологического исследования Практические 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Массовые коммуникации в системе социологического исследования Сам. работа 2 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Теоретические аспекты исследования массмедиа Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Теоретические аспекты исследования массмедиа Практические 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Теоретические аспекты исследования массмедиа Сам. работа 2 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Прикладные аспекты изучения современных массмедиа Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Прикладные аспекты изучения современных массмедиа Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. История развития современных массмедиа Сам. работа 2 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Методы исследования массмедиа в социологии Практические 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.11. Методы исследования массмедиа в социологии Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.12. Типология массмедиа Сам. работа 2 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.13. Зачет 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Социология современных массмедиа как наука.
2. Типология и функции современных массмедиа.
3. Теоретические концепции социологии современных массмедиа
4. Теоретические концепции коммуникации: символический интеракционизм и драматургический подход.
5. Теоретические концепции коммуникации: инетрпретативный и социальный конструктивизм.
6. Структуралистский анализ современных массмедиа.
7. Спектрально-диалектический подход к современных массмедиа.
8. Концепции информационного общества и общества постмодерна.
9. Эволюция коммуникационных технологий в социуме.
10. Системность коммуникации. Виды коммуникативных систем.
11. Коммуникация как процесс и как структура. Структурные модели
12. Специальные исследования современных массмедиа.
13. Теоретические методы изучения современных массмедиа в социологии.
14. Эмпирические методы изучения современных массмедиа в социологии.
15. Актуальные проблемы изучения современных массмедиа в социологии.
16. Влияние массовых коммуникаций на социальные процессы
17. Социологические исследования аудиторий современных массмедиа.
18. Методологические подходы к социологическому исследованию современных массмедиа.
19. Междисциплинарный характер социологии современных массмедиа
20. Социология коммуникаций и социология современных массмедиа: специфика взаимодействия.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему развития современных массмедиа и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования современных массмедиа в рамках социологии. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании роли современных массмедиа в общественных отношениях с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода по отношению к другим дисциплинам.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Адамьянц Т. З. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Аверин А.Н. Социальная коммуникация: учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.