Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 | 48 | 48 |
Практические | 12 | 12 | 24 | 24 | 36 | 36 |
Сам. работа | 36 | 36 | 69 | 69 | 105 | 105 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цель курса – изучение периода истории средних веков в контексте всеобщей истории. Задачи освоения учебной дисциплины «История средних веков» является формирование у студентов систематических знаний о периоде средних веков в рамках всеобщей истории. К задачам дисциплины относятся приобретение навыков выявления общих и частных аспектов периода средневековья, влияние этого периода на последующие этапы всемирной истории. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | По завершению курса студент должен иметь представление об исторических процессах и событиях происходивших в период средневековья, знать специфику феодальных обществ и культур. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | В результате освоения данного курса студент должен овладеть следующими знаниями и умениями: - понимать значение курса в системе гуманитарных дисциплин, его задачи и методы; - уметь ориентироваться в разделах дисциплины; - знать основные исторические события периода средних веков; - знать специфику феодальных обществ средневековья; - знать основные механизмы, факторы и тенденции развития феодальных обществ; - знать основные государственные образования средневековых обществ и их хронологию. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | В результате освоения данного курса студент должен овладеть навыками: - научного и сравнительного анализа исторических событий периода истории средних веков; - видения особенностей исторических процессов периода средних веков, повлиявших на формирование европейской и мировой культуры. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в историю средних веков | ||||||
1.1. | Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Его хронологические рамки и периодизация. Феодализм. | Лекции | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Работа с лекционным материалом по теме - Предмет, значение и периодизация дисциплины: «История средних веков». Феодализм. Распределение письменных работ по курсу. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Раннее средневековье | ||||||
2.1. | Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи | Лекции | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи | Практические | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Франкское государство и Византия в IV-XI вв | Лекции | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Западная Европа в конце раннего средневековья | Лекции | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Выполнение задания по теме Западная Европа в конце раннего средневековья | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Развитое средневековье | ||||||
3.1. | Средневековый город. Крестовые походы. | Лекции | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Средневековый город. Крестовые походы. | Практические | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия, Франция, Англия, Германия, Италия XI-XV вв. | Лекции | 4 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Обзор литературы и лекционного материала по разделу - Развитое средневековье | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Позднее средневековье | ||||||
4.1. | Великие географические открытия. Возникновение колониальной системы. Буржуазные революции позднего средневековья в Западной Европе | Лекции | 4 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Великие географические открытия. Возникновение колониальной системы. Буржуазные революции позднего средневековья в Западной Европе | Практические | 4 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья | Лекции | 4 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья | Практические | 4 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.5. | Страны Северной Европы в XVI – первой половине XVII вв. | Лекции | 4 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.6. | Страны Северной Европы в XVI – первой половине XVII вв. | Практические | 4 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.7. | Обзор литературы и лекционного материала по разделу - Позднее средневековье. | Сам. работа | 4 | 69 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.8. | Экзамен | 4 | 27 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Осиновский И.Н. - отв. ред., Ртищева Г.А. - отв. ред., Симонова Н.В. - отв. ред. | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Несмелова М.Л. | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Несмелова М.Л. | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Электронная библиотека исторического факультета МГУ | www.hist.msu.ru | ||
Э2 | 2. Сайт Государственного Исторического Музея | www.shm.ru | ||
Э3 | 3. Библиотека текстов Древнего мира и средневековья | www.vostlit.info | ||
Э4 | 4. Электронный ресурс о монашеских и рыцарских орденах средневековья | www.knightly.ru | ||
Э5 | 5. Ресурс о Византийской империи | www.byzantion.ru | ||
Э6 | Учебная дисциплина «История средних веков » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основной целью курса истории средних веков является уяснение студентами значения феодального периода в истории Европы, а также места средневековой Западной Европы в истории мировой цивилизации. К наиболее общим задачам курса следует отнести: изучение истории отдельных стран Западной Европы в эпоху средневековья; выявление этапов развития европейских стран в V- первой половине XVII вв. и их особенностей; дефиницию основополагающих понятий и выработку системы понятийного аппарата; выявление общего и различного в развитии отдельных регионов Европы (западного, юго-западного, центрально-европейского, северного и балканского); изучение явлений, характерных для феодального общества и государства Западной Европы; знакомство с современным состоянием источниковой базы медиевистики; ознакомление с ходом и итогами крупных научных дискуссий по средневековой тематике и с историографическим опытом наиболее важных из рассматриваемых проблем; более детальное знакомство со вспомогательными историческими дисциплинами применительно к изучаемому курсу (средневековые нумизматика, геральдика, археология, историческая география); наконец, изучение культурного развития европейских народов (главным образом, с точки зрения эволюции общественной идеологии). Форма работы — лекционная, практическая (семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов. При самостоятельном изучении тем курса целесообразно: — ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса; — просмотреть конспект лекций; — руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки; — использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета. При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия. Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений. Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов. При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки. |