МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История средних веков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 48 48
Практические 12 12 24 24 36 36
Сам. работа 36 36 69 69 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Чернышов Юрий Георгиевич

Рабочая программа дисциплины
История средних веков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение периода истории средних веков в контексте всеобщей истории.
Задачи освоения учебной дисциплины «История средних веков» является формирование у студентов систематических знаний о периоде средних веков в рамках всеобщей истории. К задачам дисциплины относятся приобретение навыков выявления общих и частных аспектов периода средневековья, влияние этого периода на последующие этапы всемирной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По завершению курса студент должен иметь представление об исторических процессах и событиях происходивших в период средневековья, знать специфику феодальных обществ и культур.
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- понимать значение курса в системе гуманитарных дисциплин, его задачи и методы;
- уметь ориентироваться в разделах дисциплины;
- знать основные исторические события периода средних веков;
- знать специфику феодальных обществ средневековья;
- знать основные механизмы, факторы и тенденции развития феодальных обществ;
- знать основные государственные образования средневековых обществ и их хронологию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть навыками:
- научного и сравнительного анализа исторических событий периода истории средних веков;
- видения особенностей исторических процессов периода средних веков, повлиявших на формирование европейской и мировой культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в историю средних веков
1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Его хронологические рамки и периодизация. Феодализм. Лекции 3 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Работа с лекционным материалом по теме - Предмет, значение и периодизация дисциплины: «История средних веков». Феодализм. Распределение письменных работ по курсу. Сам. работа 3 12 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раннее средневековье
2.1. Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи Лекции 3 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи Практические 3 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Франкское государство и Византия в IV-XI вв Лекции 3 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Западная Европа в конце раннего средневековья Лекции 3 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Выполнение задания по теме Западная Европа в конце раннего средневековья Сам. работа 3 12 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Развитое средневековье
3.1. Средневековый город. Крестовые походы. Лекции 3 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Средневековый город. Крестовые походы. Практические 3 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия, Франция, Англия, Германия, Италия XI-XV вв. Лекции 4 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Обзор литературы и лекционного материала по разделу - Развитое средневековье Сам. работа 3 12 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Позднее средневековье
4.1. Великие географические открытия. Возникновение колониальной системы. Буржуазные революции позднего средневековья в Западной Европе Лекции 4 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Великие географические открытия. Возникновение колониальной системы. Буржуазные революции позднего средневековья в Западной Европе Практические 4 8 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья Лекции 4 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья Практические 4 8 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Страны Северной Европы в XVI – первой половине XVII вв. Лекции 4 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.6. Страны Северной Европы в XVI – первой половине XVII вв. Практические 4 8 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.7. Обзор литературы и лекционного материала по разделу - Позднее средневековье. Сам. работа 4 69 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.8. Экзамен 4 27 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осиновский И.Н. - отв. ред., Ртищева Г.А. - отв. ред., Симонова Н.В. - отв. ред. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несмелова М.Л. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Несмелова М.Л. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронная библиотека исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э2 2. Сайт Государственного Исторического Музея www.shm.ru
Э3 3. Библиотека текстов Древнего мира и средневековья www.vostlit.info
Э4 4. Электронный ресурс о монашеских и рыцарских орденах средневековья www.knightly.ru
Э5 5. Ресурс о Византийской империи www.byzantion.ru
Э6 Учебная дисциплина «История средних веков » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью курса истории средних веков является уяснение студентами значения феодального периода в истории Европы, а также места средневековой Западной Европы в истории мировой цивилизации. К наиболее общим задачам курса следует отнести: изучение истории отдельных стран Западной Европы в эпоху средневековья; выявление этапов развития европейских стран в V- первой половине XVII вв. и их особенностей; дефиницию основополагающих понятий и выработку системы понятийного аппарата; выявление общего и различного в развитии отдельных регионов Европы (западного, юго-западного, центрально-европейского, северного и балканского); изучение явлений, характерных для феодального общества и государства Западной Европы; знакомство с современным состоянием источниковой базы медиевистики; ознакомление с ходом и итогами крупных научных дискуссий по средневековой тематике и с историографическим опытом наиболее важных из рассматриваемых проблем; более детальное знакомство со вспомогательными историческими дисциплинами применительно к изучаемому курсу (средневековые нумизматика, геральдика, археология, историческая география); наконец, изучение культурного развития европейских народов (главным образом, с точки зрения эволюции общественной идеологии).
Форма работы — лекционная, практическая (семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов.
При самостоятельном изучении тем курса целесообразно:
— ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
— просмотреть конспект лекций;
— руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
— использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета.
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.
При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки.