МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.•сформировать научное представление о социологии труда и экономической социологии как отраслевых социологических дисциплинах и элементах общей системы знаний о труде и экономике,
•сформировать представление о труде как целесообразной деятельности людей, как социально-экономическом процессе,о функциях труда,способах его организации,составе субъектов труда и их характеристиках,трудовой мотивации и поведении в сфере труда;
•познакомить на практике с особенностями социально-экономической политики государства,работодателей,профсоюзов и других общественных организаций,социальной защиты работников.
Задачи:
Дать представление о труде как целесообразной деятельности людей,как социально-экономического процесса,о функциях труда, способах его организации,о составе субъектов труда и их характеристиках, трудовой мотивации и поведении;
Способствовать овладению теоретико-методологических основ и методов изучения сферы труда,обобщить и систематизировать ранее приобретенные студентами разрозненные знания о труде как объекте социологического исследования;
Привить навыки анализа современных социальных явлений и процессов в сфере труда,научить выявлять,рассматривать социальные явления и процессы с позиций различных субъектов труда;определять социально-экономическое положение,основные интересы, особенности трудового поведения и трудовой адаптации различных социально-трудовых групп;
Познакомить на практике с особенностями социальной политики государства,работодателей,профсоюзов и других общественных организаций в сфере социально-трудовых отношений,социальной защиты работников;
предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по изучению социально-трудовых отношений в современных российских условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы и методы исследования экономического поведения, выявления актуальных социальных проблем в экономической сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные теоретические концепции для анализа проблем в исследовании экономического поведения, в экономической сфере с позиций различных экономических акторов;
- выявлять актуальные социальные проблемы, социальные явления и тенденции в экономической сфере.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа актуальных социальных проблем в экономической сфере, использования полученных знаний применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования экономического поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Два подхода к человеку в социальной теории. Эволюция понятий «экономического» и «социологического человека» Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Два подхода к человеку в социальной теории. Эволюция понятий «экономического» и «социологического человека» Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Общее представление об экономической социологии Практические 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Общее представление об экономической социологии Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Основы экономической мотивации Практические 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Основы экономической мотивации Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Характеристика экономического поведения Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Характеристика экономического поведения Практические 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Характеристика экономического поведения Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Экономическая культура как социальная память в экономике Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Сеть как условие экономического действия Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Сеть как условие экономического действия Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. Неформальная экономика Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1.Современные особенности формирования и развития рынка труда и занятости в России.
2.Современные особенности безработицы в России.
3.Особенности организации труда на малых российских предприятиях.
4.Современные тенденции в сфере оплаты труда в России.
5.Современные проблемы стимулирования труда работников предприятий в России.
6.Проблемы функционирования и развития современных трудовых организаций.
7.Традиционные и современные виды трудовых конфликтов.
8.Современные факторы трансформации трудовых отношений.
9.Современные проблемы мотивации труда.
10.Динамика ценностных ориентаций в трудовом процессе в России в период реформирования.
11.Проблемы трудовой адаптации работников в период становления рыночных отношений в переходной России.
12.Современные механизмы регулирования трудового поведения.
13.Современные особенности трудового поведения работников предприятий.Современные проблемы социального контроля в сфере труда.
14.Современные проблемы социальной защиты работников предприятий.
15.Проблемы становления и развития социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Современные особенности формирования и развития рынка труда и занятости в России.
2.Современные особенности безработицы в России.
3.Особенности организации труда на малых российских предприятиях.
4.Современные тенденции в сфере оплаты труда в России.
5.Современные проблемы стимулирования труда работников предприятий в России.
6.Проблемы функционирования и развития современных трудовых организаций.
7.Традиционные и современные виды трудовых конфликтов.
8.Современные факторы трансформации трудовых отношений.
9.Современные проблемы мотивации труда.
10.Динамика ценностных ориентаций в трудовом процессе в России в период реформирования.
11.Проблемы трудовой адаптации работников в период становления рыночных отношений в переходной России.
12.Современные механизмы регулирования трудового поведения.
13.Современные особенности трудового поведения работников предприятий.Современные проблемы социального контроля в сфере труда.
14.Современные проблемы социальной защиты работников предприятий.
15.Проблемы становления и развития социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Г. Е. Алпатова Экономическая теория: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/AA31B821-F786-4B67-BADD-7C0CEA33616E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Кохова Экономика и социология труда: теория и практика : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономический портал
Э2 www.socpol.ru
Э3 Электронный журнал «Экономическая социология»
Э4 Курс в moodle «Экономическая социология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт"
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические рекомендации для студентов по подготовке к лекциям

Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Рабочая программа дисциплины определяет самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа предусматривает доработку и оформление записей по лекционному материалу; конспектирование и работу с книгой, документами, первоисточниками; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по дисциплине.

8.2. Методические рекомендации для студентов по проведению практических занятий

На практическом занятии по дисциплине необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.

8.3. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы

Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала.