МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История средних веков
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 193
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Чернышов Юрий Георгиевич

Рабочая программа дисциплины
История средних веков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение периода истории средних веков в контексте всеобщей истории.
Задачи освоения учебной дисциплины «История средних веков» является формирование у студентов систематических знаний о периоде средних веков в рамках всеобщей истории. К задачам дисциплины относятся приобретение навыков выявления общих и частных аспектов периода средневековья, влияние этого периода на последующие этапы всемирной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По завершению курса студент должен иметь представление об исторических процессах и событиях происходивших в период средневековья, знать специфики феодальных обществ и культур.
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- понимать значение курса в системе гуманитарных дисциплин, его задачи и методы;
- уметь ориентироваться в разделах дисциплины;
- знать основные исторические события периода средних веков;
- знать специфику феодальных обществ средневековья;
- знать основные механизмы, факторы и тенденции развития феодальных обществ;
- знать основные государственные образования средневековых обществ и их хронологию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть навыками:
- научного и сравнительного анализа исторических событий периода истории средних веков;
- видения особенностей исторических процессов периода средних веков, повлиявших на формирование европейской и мировой культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в историю средних веков
1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Его хронологические рамки и периодизация. Феодализм. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Работа с лекционным материалом по теме - Предмет, значение и периодизация дисциплины: «История средних веков». Феодализм. Распределение письменных работ по курсу. Сам. работа 2 19 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раннее средневековье
2.3. Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи. Франкское государство и Византия в IV-XI вв. Западная Европа в конце раннего средневековья Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Выполнение задания по теме Западная Европа в конце раннего средневековья Сам. работа 2 53 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Развитое средневековье
3.5. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия, Франция, Англия, Германия, Италия XI-XV вв. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Обзор литературы и лекционного материала по разделу - Развитое средневековье Сам. работа 2 53 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Позднее средневековье
4.7. Великие географические открытия. Возникновение колониальной системы. Буржуазные революции позднего средневековья в Западной Европе Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.8. Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья. Страны Северной Европы в XVI – первой половине XVII вв. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.9. Обзор литературы и лекционного материала по разделу - Позднее средневековье. Сам. работа 2 68 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.10. Экзамен 2 13 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осиновский И.Н. - отв. ред., Ртищева Г.А. - отв. ред., Симонова Н.В. - отв. ред. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6F7A8294-471A-4B96-83AC-9F5D828BE2CF
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несмелова М.Л. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5649B618-172B-441B-B278-8E236CAD289D
Л2.2 Несмелова М.Л. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8CCCB2D9-B327-44E6-890C-1E1C59049A54
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронная библиотека исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э2 2. Сайт Государственного Исторического Музея http://www.shm.ru/
Э3 3. Библиотека текстов Древнего мира и средневековья http://www.vostlit.info/
Э4 4. Электронный ресурс о монашеских и рыцарских орденах средневековья http://www.knightly.ru/
Э5 5. Ресурс о Византийской империи http://www.byzantion.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью курса истории средних веков является уяснение студентами значения феодального периода в истории Европы, а также места средневековой Западной Европы в истории мировой цивилизации. К наиболее общим задачам курса следует отнести: изучение истории отдельных стран Западной Европы в эпоху средневековья; выявление этапов развития европейских стран в V- первой половине XVII вв. и их особенностей; дефиницию основополагающих понятий и выработку системы понятийного аппарата; выявление общего и различного в развитии отдельных регионов Европы (западного, юго-западного, центрально-европейского, северного и балканского); изучение явлений, характерных для феодального общества и государства Западной Европы; знакомство с современным состоянием источниковой базы медиевистики; ознакомление с ходом и итогами крупных научных дискуссий по средневековой тематике и с историографическим опытом наиболее важных из рассматриваемых проблем; более детальное знакомство со вспомогательными историческими дисциплинами применительно к изучаемому курсу (средневековые нумизматика, геральдика, археология, историческая география); наконец, изучение культурного развития европейских народов (главным образом, с точки зрения эволюции общественной идеологии).
Форма работы — лекционная, практическая (семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов.
При самостоятельном изучении тем курса целесообразно:
— ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
— просмотреть конспект лекций;
— руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
— использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета.
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.
При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки.