Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_Китай-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Показать роль и значение современной консульской службы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-13 | готовность соблюдать государственную и коммерческую тайну, хранить конфиденциальную информацию. обеспечивать интересы работодателя в профессиональной деятельности |
ПК-7 | способность проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные нормотивные акты дипломатической службы Структуру МИДа Основные деятельности дипломатов Направления деятельности консульской службы в Китае |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать документы консульской службы Собирать информацию о деятельности консульской службы Анализировать основные тенденции развития российско-китайских отношений в начале XXI в. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Общения с представителями МИД Сбора информации о деятельности консульских представительств в Китае Составлять аналитические записки |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Правовые основы дипломатической и консульской службы | ||||||
1.1. | Основные международные нормативные акты о дипломатической службе.Российский МИД: структура и принципы деятельности | Лекции | 3 | 6 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Венская конвенция | Практические | 3 | 6 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Организация российского МИДа | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Общие принципы деятельности консульской службы | ||||||
2.1. | Консульская служба: цели и задачи. Место консульской службы в структуре МИД. Становление и развитие консульской службы | Лекции | 3 | 6 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Кадровая политика российского МИДа. Номенклатура дел российских консульств за рубежом | Практические | 3 | 6 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Особенности российских консульств | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Организация консульств (напримере КНР) | ||||||
3.1. | Организация посольской и консульской службы в Китае.Струкутура посольства и консульские представительства в КНР (Шэньян, Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг | Лекции | 3 | 6 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Особенности российско-китайских отношений и задачи консульских служб и дипломатических представительств в КНР | Практические | 3 | 6 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Анализ отчетов дипломатических работников КНР | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-13, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Принципы формирования штата консульских отделов 2. Международно-правовые основы современной консульской службы 3. Правовые и морально-этические аспекты защиты граждан в иностранных государствах 4. Требования, предъявляемые к современным дипломатам 5. Понятие информационной безопасности в международно-правовом контексте. 6. Основные положения официальной концепции информационной безопасности страны пребывания. 7. Особенности структур по обеспечению информационной безопасности в посольствах, консульствах и структуре МИДа. 8. Понятие государственной тайны в нормативно-правовом контексте. 9. Процедуры соблюдения государственной тайны и хранение конфиденциальной информации. 10. Структура МИДа РФ 11. Посольство РФ в Китае 12. Консульский отдел в Пекине 13. Консульский отдел в Шэньяне 14. Деятельность С. Лаврова на посту главы МИДа 15. Консульский отдел в Шанхае 16. Консульский отдел в Гуанчжоу 17. Консульский отдел в Гонконге 18. Особенности современных политических систем и политических режимов. 19. Особенности политической культуры страны пребывания. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.А. Мещериков, Э.А. Павельева, Р.Х. Пайтян и др. | Дипломатическое и консульское право : учебное пособие | Москва : Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. В. Тумайкина | Правовые системы консульской защиты России и Китая [Электронный ресурс]: монография | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство иностранных дел Российской Федерации | www.mid.ru/home | ||
Э2 | ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | ru.china-embassy.org/rus/ | ||
Э3 | ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В КИТАЕ | russia.org.cn/st_0.asp | ||
Э4 | Учебная дисциплина «Консульская служба» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: традиционные развернутые ответы на вопросы плана, и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете систематизированного варианта ответа. В ходе изучения дисциплины "Консульская служба" необходимо выявить соотношение прринципов организации консульской службы и ее место в системе функционирования институтов и учреждений в сфере международных отношений и внешней политики РФ и других государств. Особое значение имеет нормативно-правовая основа регулирования консульской службы, проблема соотнесения реальной консульской практики с законодательными и международно-правовыми принципами ее функционирования,процесс реальной трансформации консульской практики в соответствии с международными процессами. |