МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Консульская служба

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Китай-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Ардякова Маргарита Юрьевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Консульская служба

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №784)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Показать роль и значение современной консульской службы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-13 готовность соблюдать государственную и коммерческую тайну, хранить конфиденциальную информацию. обеспечивать интересы работодателя в профессиональной деятельности
ПК-7 способность проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные нормотивные акты дипломатической службы
Структуру МИДа
Основные деятельности дипломатов
Направления деятельности консульской службы в Китае
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать документы консульской службы
Собирать информацию о деятельности консульской службы
Анализировать основные тенденции развития российско-китайских отношений в начале XXI в.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Общения с представителями МИД
Сбора информации о деятельности консульских представительств в Китае
Составлять аналитические записки


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы дипломатической и консульской службы
1.1. Основные международные нормативные акты о дипломатической службе.Российский МИД: структура и принципы деятельности Лекции 3 6 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Венская конвенция Практические 3 6 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Организация российского МИДа Сам. работа 3 24 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общие принципы деятельности консульской службы
2.1. Консульская служба: цели и задачи. Место консульской службы в структуре МИД. Становление и развитие консульской службы Лекции 3 6 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Кадровая политика российского МИДа. Номенклатура дел российских консульств за рубежом Практические 3 6 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности российских консульств Сам. работа 3 24 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация консульств (напримере КНР)
3.1. Организация посольской и консульской службы в Китае.Струкутура посольства и консульские представительства в КНР (Шэньян, Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг Лекции 3 6 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности российско-китайских отношений и задачи консульских служб и дипломатических представительств в КНР Практические 3 6 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Анализ отчетов дипломатических работников КНР Сам. работа 3 24 ОПК-13, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Принципы формирования штата консульских отделов
2. Международно-правовые основы современной консульской службы
3. Правовые и морально-этические аспекты защиты граждан в иностранных государствах
4. Требования, предъявляемые к современным дипломатам
5. Понятие информационной безопасности в международно-правовом контексте.
6. Основные положения официальной концепции информационной безопасности страны пребывания.
7. Особенности структур по обеспечению информационной безопасности в посольствах, консульствах и структуре МИДа.
8. Понятие государственной тайны в нормативно-правовом контексте.
9. Процедуры соблюдения государственной тайны и хранение конфиденциальной информации.
10. Структура МИДа РФ
11. Посольство РФ в Китае
12. Консульский отдел в Пекине
13. Консульский отдел в Шэньяне
14. Деятельность С. Лаврова на посту главы МИДа
15. Консульский отдел в Шанхае
16. Консульский отдел в Гуанчжоу
17. Консульский отдел в Гонконге
18. Особенности современных политических систем и политических режимов.
19. Особенности политической культуры страны пребывания.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А. Мещериков, Э.А. Павельева, Р.Х. Пайтян и др. Дипломатическое и консульское право : учебное пособие Москва : Проспект, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Тумайкина Правовые системы консульской защиты России и Китая [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru/home
Э2 ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ru.china-embassy.org/rus/
Э3 ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В КИТАЕ russia.org.cn/st_0.asp
Э4 Учебная дисциплина «Консульская служба» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: традиционные развернутые ответы на вопросы плана, и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете систематизированного варианта ответа.
В ходе изучения дисциплины "Консульская служба" необходимо выявить соотношение прринципов организации консульской службы и ее место в системе функционирования институтов и учреждений в сфере международных отношений и внешней политики РФ и других государств. Особое значение имеет нормативно-правовая основа регулирования консульской службы, проблема соотнесения реальной консульской практики с законодательными и международно-правовыми принципами ее функционирования,процесс реальной трансформации консульской практики в соответствии с международными процессами.