МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технология проектирования информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Михеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и технология проектирования информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Жариков А.В., доцент, к.ф.-м.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Жариков А.В., доцент, к.ф.-м.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков практического применения методов проектирования информационных систем, современных CASE-средств и электронного оборудования автоматизации и информатизации решения прикладных задач разработки информационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области
ОПК-6 способностью к профессиональной эксплуатации современного электронного оборудования в соответствии с целями основной образовательной программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•закономерности становления и развития методологии и технологии проектирования прикладных информационных систем на базовом уровне.
•современные CASE-средства и электронное оборудование автоматизации и информатизации решения прикладных задач проектирования информационных систем на базовом уровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.•осуществлять проектирование прикладных информационных систем на базовом уровне.
•проводить анализ CASE-средств и электронного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации решения прикладных задач проектирования информационных систем на базовом уровне.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.•навыками выбора методик исследования информационной среды и проектирования прикладных информационных систем на базовом уровне.
•навыками эксплуатации современного электронного оборудования и CASE-средств в соответствии с целями основной образовательной программы магистратуры на базовом уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия технологии проектирования ИС
1.1. Понятие информационной системы. Классы ИС. Структура однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной ИС, состав и назначение подсистем. Основные особенности современных проектов ИС. Практические 1 2 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Этапы создания ИС: формирование требований, концептуальное проектирование, спецификация приложений, разработка моделей, интеграция и тестирование информационной системы. Методы программной инженерии в проектировании ИС. Практические 1 2 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Основные понятия технологии проектирования ИС. Сам. работа 1 8 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Жизненный цикл программного обеспечения ИС
2.1. Понятие жизненного цикла ПО ИС. Процессы жизненного цикла: основные, вспомогательные, организационные. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ПО ИС. Практические 1 2 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Модели жизненного цикла. Стадии жизненного цикла ПО ИС. Регламентация процессов проектирования в отечественных и международных стандартах. Практические 1 2 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Жизненный цикл программного обеспечения ИС. Сам. работа 1 8 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Организация разработки ИС
3.1. Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса канонического проектирования ИС. Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. Практические 1 2 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования. Состав проектной документации. Типовое проектирование ИС. Практические 1 2 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Организация разработки ИС. Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Введение в UML
4.1. Определение UML. Назначение UML. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Модель и ее элементы.Общие свойства модели. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Диаграммы представления. Общие механизмы. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Введение в UML Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Моделирование использования
5.1. Значение моделирования использования. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Реализация вариантов использования. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Моделирование использования Сам. работа 1 10 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Моделирование структуры
6.1. Объектно-ориентированное моделирование структуры. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Диаграммы классов. Диаграммы реализации. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Моделирование структуры Сам. работа 1 10 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Моделирование поведения
7.1. Объектно-ориентированное моделирование поведения. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Диаграммы состояний. Диаграммы деятельности. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.3. Диаграммы взаимодействия. Моделирование параллелизма. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.4. Моделирование поведения Сам. работа 1 10 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 8. Дисциплина моделирования
8.1. Управление моделями. Влияние UML на процесс разработки. Применение элементов UML. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.2. Применение элементов UML. Практические 1 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.3. Применение элементов UML. Сам. работа 1 10 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Проектирование информационных систем. Проектный практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Леоненков А. Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: Учебное пособие М.: ДМК Пресс, 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 Курс в Moodle "Методология и технология проектирования информационных систем" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для студентов
Главная задача курса — формирование навыков практического применения методов проектирования информационных систем, современных CASE-средств и электронного оборудования автоматизации и информатизации решения прикладных задач разработки информационных систем.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания (выполнение заданий является основой практических занятий).