Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 123 | 123 | 123 | 123 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Чернышов Юрий Георгиевич
1.1. | Цели освоения дисциплины - представить и проанализироватть главные тенденции современного мирового развития, показать его движущие силы, наметить варианты формирования новой междунароной политической ситуации. Основное внимание уделяется выявлению новой повестки дня в изучении проблем трансформации международной системы, международной безопасности и регулирования мировой политики. В ходе освоения дисциплины студенты должны осуществить качественный перход от навыков простого освоения информации к способностях ее творческого осмысления и выработки оригинальных самостоятельных и доказательных версий и оценок мегатрендов глобального уровня и перспектив развития формирующихся тенденций транформации миропорядка. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-4 | Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность |
ПК-2 | Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Принципы адаптации общенаучных принципов анализа, синтеза и абстрагирования к современным международно-политическим и дипломатическим практикам для выделения их смыслового содержания и системных обобщений - Комплексные теоретико-методологические основы обработки международно-политической информации с целью выделения содержательно значимых фактов в фокусе профессиональной деятельности - Природу мировой политики и протекающих в ее рамках глобальных процесса, выраженную в современных научных понятиях и категориях теории международных отнощений, политического анализа и междисциплинарных подходов к исследованию современных мирополитических процессов в условиях глобализации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - На основе комплексного использования общенаучных методов абстрагирования, обощения и системного анализа международно-политической информации формировать экспектно-аналитические сценарии развития глобальных тенденций. - Структурировать проблему в контексте динамичных международно-политических процессов и дипломатии, выявлять ее смысл и место в предметном поле международно-политического анализа, среди других глобальных мегатрендов и с учетом реальных перспектив развития соответствующих тенденций мировой политики. - Системно мыслить с учетом специфики международных систем как особого типа социальных систем, формировать параметры и характеристики современных форм организации международных систем, их динамичекого , открытого или кризисного состояния. - На основе критериев значимости и содержательно значимых фактов из международно-политической информации выделять системобразующие и перспективные тенденции и мегатренды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -На междисциплинарной и многофакторной онове исметь способности находить, собирать и обобщать фактический материал в виде системной аргументации выводов и экспертных рекомендаций. - Самостоятельные аналитические навыки по осмыслению мегатрендов мирового развития сквозь призму национальных интересов государств, межправительственных и неправительственных акторов мировой политики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение: предметное поле дисициплины, методология и методика международного анализа. | ||||||
1.1. | Введение: предметное поле дисициплины, методология и методика международного анализа. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Основные направления эволюции современной миросистемы. | ||||||
2.1. | Основные направления эволюции современной миросистемы. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Государство-нация и исторические трансформации мирового устройства. | ||||||
3.1. | Государство-нация и исторические трансформации мирового устройства. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Феномен и параметры великодержавности в современной мировой политике | ||||||
4.1. | Феномен и параметры великодержавности в современной мировой политике | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Глобализация и конкуренция за мировое лидерство. | ||||||
5.1. | Глобализация и конкуренция за мировое лидерство. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Международная и региональная интеграция в теретическом дискурсе. | ||||||
6.1. | Международная и региональная интеграция в теретическом дискурсе. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 7. Запрос на перемены в международной политике. | ||||||
7.1. | Запрос на перемены в международной политике. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 8. Мир и война. Ослабление гарантий стабильности международного порядка. | ||||||
8.1. | Мир и война. Ослабление гарантий стабильности международного порядка. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 9. Основные характеристики мировой системы. | ||||||
9.1. | Основные характеристики мировой системы. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 10. Идеологические тренды современного мира. | ||||||
10.1. | Идеологические тренды современного мира. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 11. Инструментарий миросистемного регулирования | ||||||
11.1. | Инструментарий миросистемного регулирования | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 12. Глобальные демографические и миграционные тренды. | ||||||
12.1. | Глобальные демографические и миграционные тренды. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 13. Современные конфликты и их особенности. | ||||||
13.1. | Современные конфликты и их особенности. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 14. Человек, "моральные детерминанты" и стратегическая культура современных международных отношений. | ||||||
14.1. | Человек, "моральные детерминанты" и стратегическая культура современных международных отношений. | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
14.2. | Cбор дополнительной информации по конкретным темам - сверх рекомендованного списка литературы. | Сам. работа | 2 | 123 | Л1.1, Л2.1 | |
14.3. | Экзамен | 2 | 27 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кефели И. Ф., Выходец Р. С. | ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. | СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство иностранных дел Российской Федерации | www.mid.ru | ||
Э2 | Журнал "Foreign Policy" | www.foreignpolicy.com | ||
Э3 | Учебная дисциплина «Мегатренды и глобальные проблемы» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Xmind, https://www.xmind.net/license/ (свободно распространяемое) XnView, http://xnviewload.ru/ (свободно распространяемое) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс "Мегатренды и глобальные проблемы" является интегральной дисциплиной, поскольку в ее предметных полях соединяются важнейшие вопросы теории и практики международных отношений. Их осмысление и адекватный анализ возможен на основе соединений фундаментальных знаний по международной проблематики, полученных на предыдущем уровне подготовки, с самостоятельной творческой, научно-исследовательской работой студентов на стыке собственных научных интересов и проблематики курса. Главное, что студент должен продемонстрировать в ходе и в результате освоения дисциплины, - панорамный, системный взгляд на международные отношения во всей их сложности и многомерности. Освоение программы курса должно способствовать не только закреплению навыков миросистемного анализа, но и формированию теретико-методологических принципов, реализуемых в процессе написания магистерской диссерции и освоения других дисциплин учебного плана. Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы, что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который приводится в плане практического занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. Дисциплина представлена на электронном образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2332 |