МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мегатренды и глобальные проблемы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Мегатренды и глобальные проблемы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Чернышов Юрий Георгиевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Чернышов Юрий Георгиевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины - представить и проанализироватть главные тенденции современного мирового развития, показать его движущие силы, наметить варианты формирования новой междунароной политической ситуации. Основное внимание уделяется выявлению новой повестки дня в изучении проблем трансформации международной системы, международной безопасности и регулирования мировой политики. В ходе освоения дисциплины студенты должны осуществить качественный перход от навыков простого освоения информации к способностях ее творческого осмысления и выработки оригинальных самостоятельных и доказательных версий и оценок мегатрендов глобального уровня и перспектив развития формирующихся тенденций транформации миропорядка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ПК-2 Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Принципы адаптации общенаучных принципов анализа, синтеза и абстрагирования к современным международно-политическим и дипломатическим практикам для выделения их смыслового содержания и системных обобщений
- Комплексные теоретико-методологические основы обработки международно-политической информации с целью выделения содержательно значимых фактов в фокусе профессиональной деятельности
- Природу мировой политики и протекающих в ее рамках глобальных процесса, выраженную в современных научных понятиях и категориях теории международных отнощений, политического анализа и междисциплинарных подходов к исследованию современных мирополитических процессов в условиях глобализации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- На основе комплексного использования общенаучных методов абстрагирования, обощения и системного анализа международно-политической информации формировать экспектно-аналитические сценарии развития глобальных тенденций.
- Структурировать проблему в контексте динамичных международно-политических процессов и дипломатии, выявлять ее смысл и место в предметном поле международно-политического анализа, среди других глобальных мегатрендов и с учетом реальных перспектив развития соответствующих тенденций мировой политики.
- Системно мыслить с учетом специфики международных систем как особого типа социальных систем, формировать параметры и характеристики современных форм организации международных систем, их динамичекого , открытого или кризисного состояния.
- На основе критериев значимости и содержательно значимых фактов из международно-политической информации выделять системобразующие и перспективные тенденции и мегатренды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-На междисциплинарной и многофакторной онове исметь способности находить, собирать и обобщать фактический материал в виде системной аргументации выводов и экспертных рекомендаций.
- Самостоятельные аналитические навыки по осмыслению мегатрендов мирового развития сквозь призму национальных интересов государств, межправительственных и неправительственных акторов мировой политики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение: предметное поле дисициплины, методология и методика международного анализа.
1.1. Введение: предметное поле дисициплины, методология и методика международного анализа. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные направления эволюции современной миросистемы.
2.1. Основные направления эволюции современной миросистемы. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Государство-нация и исторические трансформации мирового устройства.
3.1. Государство-нация и исторические трансформации мирового устройства. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Феномен и параметры великодержавности в современной мировой политике
4.1. Феномен и параметры великодержавности в современной мировой политике Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Глобализация и конкуренция за мировое лидерство.
5.1. Глобализация и конкуренция за мировое лидерство. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Международная и региональная интеграция в теретическом дискурсе.
6.1. Международная и региональная интеграция в теретическом дискурсе. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Запрос на перемены в международной политике.
7.1. Запрос на перемены в международной политике. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Мир и война. Ослабление гарантий стабильности международного порядка.
8.1. Мир и война. Ослабление гарантий стабильности международного порядка. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Основные характеристики мировой системы.
9.1. Основные характеристики мировой системы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Идеологические тренды современного мира.
10.1. Идеологические тренды современного мира. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Инструментарий миросистемного регулирования
11.1. Инструментарий миросистемного регулирования Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Глобальные демографические и миграционные тренды.
12.1. Глобальные демографические и миграционные тренды. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Современные конфликты и их особенности.
13.1. Современные конфликты и их особенности. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Человек, "моральные детерминанты" и стратегическая культура современных международных отношений.
14.1. Человек, "моральные детерминанты" и стратегическая культура современных международных отношений. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
14.2. Cбор дополнительной информации по конкретным темам - сверх рекомендованного списка литературы. Сам. работа 2 123 Л1.1, Л2.1
14.3. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кефели И. Ф., Выходец Р. С. ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
Э3 Учебная дисциплина «Мегатренды и глобальные проблемы» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Xmind, https://www.xmind.net/license/ (свободно распространяемое)
XnView, http://xnviewload.ru/ (свободно распространяемое)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Мегатренды и глобальные проблемы" является интегральной дисциплиной, поскольку в ее предметных полях соединяются важнейшие вопросы теории и практики международных отношений. Их осмысление и адекватный анализ возможен на основе соединений фундаментальных знаний по международной проблематики, полученных на предыдущем уровне подготовки, с самостоятельной творческой, научно-исследовательской работой студентов на стыке собственных научных интересов и проблематики курса. Главное, что студент должен продемонстрировать в ходе и в результате освоения дисциплины, - панорамный, системный взгляд на международные отношения во всей их сложности и многомерности. Освоение программы курса должно способствовать не только закреплению навыков миросистемного анализа, но и формированию теретико-методологических принципов, реализуемых в процессе написания магистерской диссерции и освоения других дисциплин учебного плана.
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы, что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который приводится в плане практического занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.
Дисциплина представлена на электронном образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2332