МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление в органах государственной власти

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-1-2019
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление в органах государственной власти

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Управление в органах государственной власти» являются:
сформировать понимание закономерностей функционирования органов государственной власти в РФ;
научить оценивать адекватность осуществления управления в органах государственной власти РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и закономерности функционирования системы управления в органах государственной власти РФ
3.2.Уметь:
3.2.1.обрабатывать и анализировать данные о функционировании системы государственного управления в РФ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций для органов государственной власти в РФ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Особенности государственного управления в РФ Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности государственного управления в РФ Практические 2 6 Л2.1, Л1.1
1.3. Особенности государственного управления в РФ Сам. работа 2 14 Л2.1, Л1.1
1.4. Законодательные органы в системе государственного управления РФ Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Законодательные органы в системе государственного управления РФ Практические 2 6 Л2.1, Л1.1
1.6. Законодательные органы в системе государственного управления РФ Сам. работа 2 13 Л2.1, Л1.1
1.7. Управление в органах исполнительной власти РФ Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Управление в органах исполнительной власти РФ Практические 2 6 Л2.1, Л1.1
1.9. Управление в органах исполнительной власти РФ Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.10. Управление в органах судебной власти РФ Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Управление в органах судебной власти РФ Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.12. Управление в органах судебной власти РФ Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.13. Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.15. Экзамен 2 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Демократическое государство: понятие, признаки, основные проблемы. «Стандарты демократии». Роль органов государственной власти РФ в развитии институтов демократического государства.
2. Правовое государство: понятие, признаки, основные проблемы. Функционирование органов государственной власти РФ в правовом государстве.
3. Федеративное государство: понятие, признаки, основные проблемы. Концепции унитаризма и федерализма.
4. Республиканская форма правления в Российской Федерации.
5. Виды ответственности в системе управления в органах государственной власти.
6. Понятие органа государственной власти. Понятие управления в органах государственной власти.
7. Классификация органов государственной власти.
8. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.
9. Значение выборов в демократическом государстве. Понятие избирательной системы и избирательного права в РФ.
10. Принципы избирательной системы и избирательного права в РФ.
11. Референдум в РФ как непосредственное выражение власти народа.
12. Теория и практика государственного управления в Российской Федерации, проблемы его развития и эффективности.
13. Соотношение государственного управления и государственной политики. Мораль и право в государственном управлении.
14. Понятие социального управления, дифференциация государственного и социального управления. Методы социального управления.
15. Контроль и надзор в системе государственного управления Российской Федерации.
16. Коррупция и бюрократия в системе государственного управления.
17. Общие принципы организации законодательных органов государственной власти.
18. Концепция парламентаризма, ее реализация в системе государственного управления РФ.
19. Структура законодательных органов власти в РФ и ее субъектах, их полномочия и функции.
20. Статус парламентария. Парламентские слушания и парламентские расследования.
21. Соотношение органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов.
22. Понятие исполнительной власти, ее соотношение с законодательной ветвью власти в Российской Федерации.
23. Структура федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ в системе органов государственной власти. Президент и Правительство.
24. Состав, формирование и отставка Правительства РФ.
25. Компетенция Правительства РФ. Роль административного регламента в деятельности органов исполнительной власти в России. Ответсвенность органов исполнительной власти.
26. Органы исполнительной власти в Алтайском крае.
27. Понятие судебной власти. Понятие, функции и основания правосудия в РФ. Правосознание и правосудие. Взаимодействие граждан с судом.
28. Самостоятельность и независимость судебной власти. Понятие и структура судебной системы в РФ.
29. Особенности статуса судей в РФ.
30. Органы судейского сообщества в РФ, основания и принципы их действия.
31. Высшие суды РФ: субъекты законодательной инициативы, структура, пределы полномочий, специфика организации деятельности.
32. Роль присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
33. Понятие государственной службы. Виды гражданской службы, их функциональные различия. Отличия государственной и муниципальной службы. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.
34. Особенности кадровой политики в России. Государственная служба и гражданское общество.
35. Сравнительная характеристика госслужбы в России и других странах.
36. Информационная, правовая и политическая культура госслужащего.
37. Социальный портрет современного чиновника.
38. Особенности организации государственной службы в Алтайском крае.
39. Этический аспект функционирования органов государственной власти.
40. Специфика конфликтов в системе управления и способы их решения.

Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему управления в органах государственной власти в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феноменов власти в рамках социологии. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании управления в органах государственной власти с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Управление в органах государственной власти" portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э4 2. Электронные библиотечные системы:
Э5 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э6 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э7 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э8 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э10 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э11 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э12 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э13 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э14 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э15 Интернет-ресурсы
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.