МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление в органах государственной власти

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление в органах государственной власти

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Управление в органах государственной власти» являются:
сформировать понимание закономерностей функционирования органов государственной власти в РФ;
научить оценивать адекватность осуществления управления в органах государственной власти РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области социологии права и управления в органах государственной власти
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в рамках социологии конфликта и межнациональных отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками действий в нестандартных ситуациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Особенности государственного управления в РФ Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности государственного управления в РФ Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Особенности государственного управления в РФ Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
1.4. Законодательные органы в системе государственного управления РФ Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Законодательные органы в системе государственного управления РФ Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
1.6. Управление в органах исполнительной власти РФ Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Управление в органах исполнительной власти РФ. Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Управление в органах исполнительной власти РФ. Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
1.9. Управление в органах судебной власти РФ Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Управление в органах судебной власти РФ Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.11. Государственная служба в системе управления в органах государственной власти РФ Сам. работа 2 13 Л2.1, Л1.1
1.12. Экзамен 2 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Демократическое государство: понятие, признаки, основные проблемы. «Стандарты демократии». Роль органов государственной власти РФ в развитии институтов демократического государства.
2. Правовое государство: понятие, признаки, основные проблемы. Функционирование органов государственной власти РФ в правовом государстве.
3. Федеративное государство: понятие, признаки, основные проблемы. Концепции унитаризма и федерализма.
4. Республиканская форма правления в Российской Федерации.
5. Виды ответственности в системе управления в органах государственной власти.
6. Понятие органа государственной власти. Понятие управления в органах государственной власти.
7. Классификация органов государственной власти.
8. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.
9. Значение выборов в демократическом государстве. Понятие избирательной системы и избирательного права в РФ.
10. Принципы избирательной системы и избирательного права в РФ.
11. Референдум в РФ как непосредственное выражение власти народа.
12. Теория и практика государственного управления в Российской Федерации, проблемы его развития и эффективности.
13. Соотношение государственного управления и государственной политики. Мораль и право в государственном управлении.
14. Понятие социального управления, дифференциация государственного и социального управления. Методы социального управления.
15. Контроль и надзор в системе государственного управления Российской Федерации.
16. Коррупция и бюрократия в системе государственного управления.
17. Общие принципы организации законодательных органов государственной власти.
18. Концепция парламентаризма, ее реализация в системе государственного управления РФ.
19. Структура законодательных органов власти в РФ и ее субъектах, их полномочия и функции.
20. Статус парламентария. Парламентские слушания и парламентские расследования.
21. Соотношение органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов.
22. Понятие исполнительной власти, ее соотношение с законодательной ветвью власти в Российской Федерации.
23. Структура федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ в системе органов государственной власти. Президент и Правительство.
24. Состав, формирование и отставка Правительства РФ.
25. Компетенция Правительства РФ. Роль административного регламента в деятельности органов исполнительной власти в России. Ответсвенность органов исполнительной власти.
26. Органы исполнительной власти в Алтайском крае.
27. Понятие судебной власти. Понятие, функции и основания правосудия в РФ. Правосознание и правосудие. Взаимодействие граждан с судом.
28. Самостоятельность и независимость судебной власти. Понятие и структура судебной системы в РФ.
29. Особенности статуса судей в РФ.
30. Органы судейского сообщества в РФ, основания и принципы их действия.
31. Высшие суды РФ: субъекты законодательной инициативы, структура, пределы полномочий, специфика организации деятельности.
32. Роль присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
33. Понятие государственной службы. Виды гражданской службы, их функциональные различия. Отличия государственной и муниципальной службы. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.
34. Особенности кадровой политики в России. Государственная служба и гражданское общество.
35. Сравнительная характеристика госслужбы в России и других странах.
36. Информационная, правовая и политическая культура госслужащего.
37. Социальный портрет современного чиновника.
38. Особенности организации государственной службы в Алтайском крае.
39. Этический аспект функционирования органов государственной власти.
40. Специфика конфликтов в системе управления и способы их решения.

Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему управления в органах государственной власти в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феноменов власти в рамках социологии. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании управления в органах государственной власти с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э3 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э4 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э6 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э8 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э10 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э11 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э12 2. Электронные библиотечные системы:
Э13 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э14 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э15 Курс в Moodle "Управление в органах государственной власти" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Б-ка «Гумер». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
3. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
4. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
5. Abuss: Б-ка, архив, закрома. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/biblio.htm
6. Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.