МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловой этикет и невербальная коммуникация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Деловой этикет и невербальная коммуникация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование представлений о документировании и деловом этикете делового общения и способах развития компетентности, параметрах конструктивного общения, а также современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка; повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов; развитие их языковых способностей. Совершенствование знаний в области русского языка и навыков, умений, необходимых для эффективного делового общения на русском языке в письменной и устной формах.

Задачами освоения учебной дисциплины являются:
1. усвоение основных понятий в области документационного обеспечения и делового этикета;
2. применение правил организации работы с документами;
3. изучение основных видов официальных документов и требований к их составлению;
4. формирование навыков и умений, необходимых для эффективного делового общения на русском языке;
5. расширение спектра знаний, умений, способностей, связанных с написанием, восприятием, пониманием, интерпретацией различных по жанровой принадлежности текстов, а также применение этих знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
ПК-12 владением навыками квалифицированного языкового сопровождения международных форумов и переговоров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности документоведения;
- социальные и этические проблемы делового общения;
- основные функциональные разновидности речи в деловых целях;
- специфические языковые средства официально-делового стиля;
- способы редактирования текстов деловых бумаг;
- принципы составления некоторых деловых документов;
- понятийный аппарат данной дисциплины
3.2.Уметь:
3.2.1.должен уметь:
- различать порядок составления и оформления основных видов документов, функционирующих в сфере документоведения и делопроизводства;
- продуцировать собственный письменный текст, относящийся к официально-деловой сфере общения в строгом соответствии с требованиями стандартных форм письменного речевого поведения;
- эффективно строить деловое общение с различными категориями людей.
- применять полученные навыки в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.должен владеть:
- базовыми знаниями делового этикета;
- представлениями о жанровой принадлежности текстов, основами унификации языка деловых бумаг и языковыми формулами официальных документов;
- навыками продуцирования письменных текстов, относящихся к официально-деловой сфере общения (заявление, объяснительная записка, доверенность, рекомендация и т. д.);
- широким набором коммуникативных приемов и техник: установление контакта с собеседником, создания атмосферы доверительного общения, отработки навыков эффективного слушания, самораскрытия и т. д. с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы делового этикета: предмет, содержание, задачи и методы изучения дисциплины
1.1. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Практические 3 7
Раздел 2. Понятие о документе. Функции документа. Способы документирования. Свойства документа
2.1. Лекции 3 2 Л2.1
Раздел 3. Структура документа. Требования к оформлению текстов документов
3.1. Практические 3 7 Л2.2
3.2. Сам. работа 3 14 ПК-10 Л1.2
Раздел 4. Письменные формы самопредставления. Внутренние служебные документы.
4.1. Сам. работа 3 20 ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Документы при устройстве на работу
5.1. Сам. работа 3 10 ПК-10 Л1.1
Раздел 6. Язык и стиль управленческих документов
6.1. Сам. работа 3 10 ПК-10, ПК-12 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине имеется в Приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов - в ФОСе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.В. Трофимова, Е.В. Купчик Основы делового письма: Учебное пособие Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Флинта: Наука, 2010 znanium.com
Л1.2 Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012, 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие М.: Экономика, 2000
Л2.2 Л.С. Коробейникова, О.М. Купрюшина; Под ред. Д.А. Ендовицкого Документационное обеспечение делового общения: учебнное пособие М.: Магистр, 2011 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э2 Информационно-правовой портал ГАРАНТ www.garant.ru
Э3 Информационно-справочный портал LIBRARY.RU www.library.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В течение семестра студентам необходимо пройти тестирование, выполнить практические задания; к зачету подготовить реферат; на зачете ответить на устный вопрос в билете.