Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 28 | 28 | 28 | 28 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 156 | 156 | 156 | 156 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | Информационные технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью любой сферы профессиональной деятельности, в том числе лингвистики. И если когда-то использование компьютеров и соответствующих программ в лингвистических исследованиях, переводе и в обучении языку не являлось обязательным, то сегодня уже со студенческой скамьи будущим преподавателям иностранных языков, переводчикам и лингвистам-исследователям необходимы компетенции, связанные с использованием информационных технологий в своей профессиональной сфере деятельности. Таким образом, цель курса – научить студентов использовать возможности, предоставляемые современными компьютерными технологиями, сформировать культуру использования информационными компьютерными технологиями. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ОПК-13 | способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач |
ПК-16 | владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные сведения о современных компьютерных технологиях и программах; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | сформировать устойчивые навыки работы с текстовыми редакторами, научить их профессиональному информационному поиску в сети Интернет и ознакомить их с основными сетевыми филологическими ресурсами; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | выработать навыки и умения в области использования баз данных компьютерной лексикографии (корпусы, онлайн-словари, глоссарии и т.д.). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационные технологии в системе дистанционного филологического образования. Основные типы информационных технологий в дистанционном обучении и дидактические особенности их использования в филологическом образовании. Кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология. | ||||||
1.1. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-13, ПК-16 | Л1.2 | |
1.2. | Практические | 2 | 6 | Л1.1 | ||
1.3. | Сам. работа | 2 | 26 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | ||
Раздел 2. Глобальные системы информационного обмена. Интернет как источник теоретической информации. Интернет как источник практических данных. История и динамика развития Интернет. Структура Интернет. Системы поиска в Интернет. | ||||||
2.1. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-13 | Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Практические | 2 | 6 | Л2.2 | ||
2.3. | Сам. работа | 2 | 26 | Л2.2, Л1.1 | ||
Раздел 3. Работа с электронными библиотеками | ||||||
3.1. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-13, ПК-16 | ||
3.2. | Практические | 2 | 6 | |||
3.3. | Сам. работа | 2 | 24 | |||
Раздел 4. Компьютерные системы перевода | ||||||
4.1. | Лекции | 2 | 4 | |||
4.2. | Практические | 2 | 4 | |||
4.3. | Сам. работа | 2 | 26 | |||
Раздел 5. Компьютерная лексикография | ||||||
5.1. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-13 | ||
5.2. | Практические | 2 | 4 | |||
5.3. | Сам. работа | 2 | 26 | |||
Раздел 6. Компьютерное обучение языкам | ||||||
6.1. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-13, ПК-16 | ||
6.2. | Практические | 2 | 6 | |||
6.3. | Сам. работа | 2 | 28 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету: 1. Интернет как новый тип сферы коммуникации. 2. История развития и становления сети Интернет как глобальной информационной системы. 3. История развития и становления Рунета. 4. Специфика коммуникативного пространства сети Интернет. 5. Ресурсы и возможности Интернета. 6. Технологии поиска информации в Интернете. 7. Специфические особенности поиска информации при помощи Yandex и Google. 8. Режимные форматы Интернет-коммуникации и их возможности. 9. Специфика коммуникативного акта в Интернет-коммуникации. 10. Общение в режимах online и offline. 11. Форматы общения в Интернете. 12. Чат: лингвокоммуникативная характеристика. 13. Форум: лингвокоммуникативная характеристика. 14. Блог: лингвокоммуникативная характеристика. 15. Языковая личность Интернет-пользователя. 16. Невербальная коммуникация в Интернете. 17. Текст в Интернет-коммуникации. 18. Феномен гипертекста. Гипертекст в Интернете. 19. Лингвистические особенности текста в Интернете. 20. Признаки «письменности» и «устности» Интернет-текста. 21. Устная речь в сети Интернет. 22. Жанры Интернет-коммуникации. 23. Трансформация традиционных речевых жанров в Интернет-коммуникации. 24. Специфические для виртуальной коммуникации жанры. 25. Лингвистические ресурсы сети Интернет. 26. Системы автоматического перевода текста. 27. Проблема соблюдения авторских прав и плагиат в Интернет-коммуникации. Лингво-информационная экспертиза текста в Интернете. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты: 1. Язык Интернета. 2. Русский язык в Интернете. 3. «Олбанский» язык в Интернете. 4. Молодежные субкультуры в Интернете. 5. Правовое регулирование Интернета. 6. Интернет в Китае: пример для Запада? 7. История становления и развития Рунета. 8. Деятели Рунета. 9. Проекты Артемия Лебедева. 10. Механизмы поиска информации в Интернете. 11. Проблема Интернет-зависимости. 12. Влияние Интернета на реальный мир. 13. Чат: лингвокоммуникативная характеристика. 14. Форум: лингвокоммуникативная характеристика. 15. Блог: лингвокоммуникативная характеристика. 16. Специфика коммуникативного акта в Интернет-коммуникации. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. Работа студентов контролируется непосредственно на занятии и / или через оценку выполненных домашних заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Колокольцева Т.Н. | Интернет-коммуникация как новая речевая формация [Электронный ресурс]: монография | Москва : ФЛИНТА, 2012., 2012 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Захарова И.Г. | Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие] | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рощин С.М. | Как быстро найти нужную информацию в Интернете: учеб. пособие | М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Под ред. М.М.Лукиной | Интернет-СМИ: Теория и практика: | М.: Аспект Пресс, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Щипицина Л.Ю Информационные технологии в лингвистике : учеб. пособие | narfu.ru | ||
Э2 | Корпусная лингвистика: тематический сайт СП6ТУ и ИЛИ РАН. СПб., 2008. | corpora.iling.spb.ru | ||
Э3 | Компьютерная лингвистика: научно-образовательный портал «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей», http://uisrussia.msu.ru/linguist/_B_comput_ling.j sp; Речевые технологии | speech-soft.ru | ||
Э4 | Лаборатория компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации РАН | proling.iitp.ru | ||
Э5 | Селегей В. Электронные словари и компьютерная лексикография // Ассоциация лексикографов Lingvo | www.lingvoda.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word Microsoft Excel Microsoft PowerPoint Mozilla Firefox Internet Explorer Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
К зачету студент готовит реферат по выбранной теме; на зачете устно отвечает на вопрос по дисциплине. |