МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в искусстве костюма и текстиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ХПКпр-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.н. искусствоведения, доцент, Турлюн Л.Н.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в искусстве костюма и текстиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016г. №№624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание современных информационных технологий как основного средства и инструмента в проектной деятельности. Составить представление о программном обеспечении профессиональной деятельности. Раскрыть специфику проектирования костюма и текстиля в условиях универсальных графических программ. Выработать практические навыки реализации комплекса задач проектирования с помощью компьютерных информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОПК-4 владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОПК-5 способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-7 способностью использовать современные и информационные технологии в сфере художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности
ПК-8 готовностью изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опытов по тематике профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы работы в коллективе
методы устранения конфликтов в коллективе
базовое программное обеспечение
стандартное программное обеспечение для профессиональной проектной деятельности
особенности выполнения работ с использованием компьютерных информационных технологий
особенности проектирования объектов с использованием компьютерных информационных технологий
особенности применения компьютерных информационных технологий в швейной промышленности
особенности применения компьютерных информационных технологий на различных этапах решения задач швейной отрасли
информационные ресурсы по тематике профессиональной деятельности
отечественные и зарубежные информационные системы по тематике профессиональной деятельности
графические программы общего и специального назначения
функциональные возможности современных графических программ
3.2.Уметь:
3.2.1.решать совместные задачи
вести совместные разработки коллективных проектов
осуществлять управление информационными ресурсами
средтвами информационных технологий осуществлять управление информацией, в т.ч. в глобальных компьютерных сетях
решать задачи, связанные с поиском, хранением и использованием информации
решать задачи, связанные с информационной поддержкой всех областей дизайна
решать задачи, связанные с проектированием костюма средствами компьютерных информационных технологий
решать задачи связанные с различными этапами и стадиями проектирования костюма средствами компьютерных информационных технологий
ставить и решать задачи по обработке стандартных данных
ставить и решать задачи по обработке данных различного типа
создавать художественные и технические эскизы средствами компьютерных технологий
создавать технические чертежи конструкции моделей средствами компьютерных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.коммуникативными способностями
способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере
навыками работы на персональном компьютере
навыками профессиональной работы на персональном компьютере и специализированных к задачам дизайна компьютерных системах
технологиями работы с информацией
владения современными информационными техноглогиями
методами и приемами работы с компьютерной техникой и программным обеспечением
методами и приемами творческой работы на компьютерной технике, специализированной на научно-творческие поиски в дизайне
навыками работы в сети Интернет
навыками использования возможностей локальных и глобальной сети Интернет для решения профессиональных задач
компьютерного проектирования рисунков и орнаментов
компьютерное проектирование формы и элементов костюма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в информационные технологии
1.1. Информационное общество. Понятие информация и информационная технология. История развития информационных технологий. Классификации информационных технологий. Виды информационных технологий. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 5 10 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Проектирование объектов с использованием компьютерных информационных технологий
2.1. Применение компьютерных информационных технологий в швейной промышленности. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Характеристика средств обеспечения. Техническое обеспечение. Программное обеспечение. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 5 10 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Функциональные возможности современных универсальных графических программ
3.1. Функциональные возможности современных универсальных графических программ Лекции 5 4 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Выполнение графической симуляции фактуры материала. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Разработка орнаментального решения ткани с использованием набора фигур и простых манипуляций. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.4. Разработка монокомпозиции для орнаментального решения ткани. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Разработка орнаментального решения ткани с преобразованием первоначального элемента. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.6. Разработка орнаментального решения ткани с изменением структуры организации мотивов. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.7. Выполнение подбора и изменения колористического решения материала. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.8. Разработка эскизов моделей с использованием графического редактора. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.9. Решение задач по преобразованию первоначальных элементов модели с помощью набора функциональных команд. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.10. Решение задач по художественному оформлению проектируемых объектов. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.11. Решение задач по разработке презентации с включением проектируемых объектов. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.12. Построение базовой конструкции модели одежды. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.13. Приемы конструктивного моделирования одежды. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.14. Формирование пакета конструкторской документации на модель. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.15. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 5 25 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.16. Экзамен 5 27 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : Учебное пособие М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии [Электронныйй ресурс]: учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
Э2 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э3 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э4 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э5 Портал легкой промышленности legport.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» www.lp-magazine.ru
Э7 Ссылка на web-страницу: Информационные технологии (IT).[Электронный ресурс]. URL: http://itru.info/
Э8 Ссылка на on-line-книгу: Проектирование автоматизированных информационных систем sheiko28.narod2.ru
Э9 Ссылка на лекции по информационным системам. [Электронный ресурс]. http://chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э10 курс в Moodle" Информационные технологии в искусстве костюма и текстиля" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.