Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 113 | 113 | 113 | 113 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Провести системный анализ экстремизма как угрозы национальной безопасности. Охарактеризовать основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ПК-2 | Способность составлять справки, необходимые для государственных и муниципальных органов |
ПК-7 | Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Международно-правовое и национальное определение экстремистской деятельности. Основные подходы к определению межэтнической напряженности. Социально-психологические аспекты противодействия экстремизму, в том числе на федеральном и региональном уровнях. Специфику научных подходов, исследующих приоритеты государственного развития. Критерии, характеризующие уровень развития гражданского общества, специфику гражданской инициативы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать юридическое определение экстремистской деятельности в России. Составлять справочно-библиографические ресурсы по основным разделам курса. Определять эффективность методик миграционного и политического прогнозирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыком: применять теоретические знания для анализа государственно-правовой действительности. Способностью совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. Навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер правовой деятельности. Методикой написания обзоров научной литературы по основным разделам курса. Алгоритмом подготовки тезисов выступлений на конференциях по тематике курса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экстремизм как социально-политический феномен | ||||||
1.1. | Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.2. | Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями | Практические | 7 | 4 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.3. | Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями | Сам. работа | 7 | 7 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.4. | Виды современного экстремизма и их региональная специфика | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.5. | Виды современного экстремизма и их региональная специфика | Практические | 7 | 4 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.6. | Виды современного экстремизма и их региональная специфика | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.7. | Причины и условия экстремистских проявлений | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.8. | Причины и условия экстремистских проявлений | Практические | 7 | 4 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.9. | Причины и условия экстремистских проявлений | Сам. работа | 7 | 6 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.10. | Молодежные организации экстремистской направленности в современной России | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.11. | Молодежные организации экстремистской направленности в современной России | Практические | 7 | 4 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.12. | Молодежные организации экстремистской направленности в современной России | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
Раздел 2. Государственная политика противодействия экстремизму | ||||||
2.1. | Правовые основы противодействия экстремизму | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.2. | Правовые основы противодействия экстремизму | Практические | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.3. | Правовые основы противодействия экстремизму | Сам. работа | 7 | 20 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.4. | Основные направления противодействия экстремистской деятельности | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.5. | Основные направления противодействия экстремистской деятельности | Практические | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.6. | Основные направления противодействия экстремистской деятельности | Сам. работа | 7 | 20 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.7. | Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.8. | Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности | Практические | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.9. | Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности | Сам. работа | 7 | 20 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.10. | Международный опыт борьбы с экстремизмом | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.11. | Международный опыт борьбы с экстремизмом | Практические | 7 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.12. | Международный опыт борьбы с экстремизмом | Сам. работа | 7 | 20 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
2.13. | Экзамен | 7 | 27 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в фонде оценочных средств. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко: | М. : Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru | |
Л1.2 | Кардашова И. Б. | Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/254DBF60-F2A8-4DA2-AB6C-C0641A5B05FC. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник: | Санкт-Петербургский государственный университет, 2016 | znanium.com | |
Л2.2 | Чирун С. Н. | Проблемы экстремизма в молодёжной политике постсовременности: | Москва: Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Ореховская Н. А. | Методы формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в подростковой среде : | М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 | znanium.com |
Л2.4 | Арчаков, М. К. | Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под науч. ред. Ю. А. Ермакова.: | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/66585ADE-390B-4D4C-AA8F-98525A93F216. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт министрества внутренних дел РФ | https://мвд.рф/ | ||
Э2 | Министрество юстиций РФ | minjust.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Экстремизм и национальная безопасность», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности. Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика. Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции. Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их. После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам. При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск. Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. При выполнении практических заданий по результатам анализа соответствующего нормативного правового акта, обучающимся необходимо подготовить тестовые задания в количестве от 10 до 20 штук. Каждое тестовое задание должно помимо вопроса содержать четыре варианта ответов, один из которых – правильный (выделить полужирным шрифтом). Доклад студента – это оценочное средство, при котором студент представляет публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской и научной темы. При подготовке к докладу необходимо изучить нормативные правовые акты и специальную литературу по вопросу. Выступление студента с докладом не должно превышать 7 минут. Эссе – оценочное средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Обучающимся предлагается подготовить эссе на одну из предложенных выше тем. Эссе должно отвечать следующим основным требованиям (система оценивания): - соответствовать одной из предлагаемых тем; - отражать индивидуальную позицию автора; - демонстрировать умение автора обосновывать свои суждения. Текст эссе должен быть завершенным и структурированным. Технические требования к оформлению эссе: формат Word, 1,5 интервал, шрифт Times New Roman, 14 кегль. Размеры полей: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 1 см, левое – 3 см. Объём эссе должен быть не менее 3 и не более 5 страниц машинописного текста (эссе может быть представлено как на электронном носителе, так и в распечатанном виде). При использовании цитат в сносках указывается источник высказывания. Титульный лист эссе должен содержать: - полное наименование образовательной организации; - название темы; - данные об авторе: фамилия, имя, отчество, группа, электронная почта; - сведения о научном руководителе, оказавшем консультативную или методическую помощь (если таковой имеется). Тестирование – это оценочное средство, направленное на оценку владения терминологическим аппаратом и конкретными профессиональными знаниями. Тестирование проводится с помощью раздаточного материала (тестовых заданий). На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 10 вопросов. Экзамен проводится в письменной форме. Билет содержит два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. На ответ студенту отводится 40 минут. |