МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экстремизм и национальная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 113
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 113 113 113 113
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Д.А. Маракулин

Рецензент(ы):
к.и.н. , ст. преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Экстремизм и национальная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Провести системный анализ экстремизма как угрозы национальной безопасности. Охарактеризовать основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способность составлять справки, необходимые для государственных и муниципальных органов
ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Международно-правовое и национальное определение экстремистской деятельности. Основные подходы к определению межэтнической напряженности. Социально-психологические аспекты противодействия экстремизму, в том числе на федеральном и региональном уровнях. Специфику научных подходов, исследующих приоритеты государственного развития. Критерии, характеризующие уровень развития гражданского общества, специфику гражданской инициативы.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать юридическое определение экстремистской деятельности в России. Составлять справочно-библиографические ресурсы по основным разделам курса. Определять эффективность методик миграционного и политического прогнозирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыком: применять теоретические знания для анализа государственно-правовой действительности. Способностью совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. Навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер правовой деятельности. Методикой написания обзоров научной литературы по основным разделам курса. Алгоритмом подготовки тезисов выступлений на конференциях по тематике курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экстремизм как социально-политический феномен
1.1. Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.2. Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями Практические 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.3. Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями Сам. работа 7 7 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.4. Виды современного экстремизма и их региональная специфика Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.5. Виды современного экстремизма и их региональная специфика Практические 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.6. Виды современного экстремизма и их региональная специфика Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.7. Причины и условия экстремистских проявлений Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.8. Причины и условия экстремистских проявлений Практические 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.9. Причины и условия экстремистских проявлений Сам. работа 7 6 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.10. Молодежные организации экстремистской направленности в современной России Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.11. Молодежные организации экстремистской направленности в современной России Практические 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.12. Молодежные организации экстремистской направленности в современной России Сам. работа 7 16 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Государственная политика противодействия экстремизму
2.1. Правовые основы противодействия экстремизму Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.2. Правовые основы противодействия экстремизму Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.3. Правовые основы противодействия экстремизму Сам. работа 7 20 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.4. Основные направления противодействия экстремистской деятельности Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.5. Основные направления противодействия экстремистской деятельности Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.6. Основные направления противодействия экстремистской деятельности Сам. работа 7 20 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.7. Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.8. Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.9. Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности Сам. работа 7 20 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.10. Международный опыт борьбы с экстремизмом Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.11. Международный опыт борьбы с экстремизмом Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.12. Международный опыт борьбы с экстремизмом Сам. работа 7 20 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.13. Экзамен 7 27 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко: М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/254DBF60-F2A8-4DA2-AB6C-C0641A5B05FC.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник: Санкт-Петербургский государственный университет, 2016 znanium.com
Л2.2 Чирун С. Н. Проблемы экстремизма в молодёжной политике постсовременности: Москва: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Ореховская Н. А. Методы формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в подростковой среде : М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 znanium.com
Л2.4 Арчаков, М. К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под науч. ред. Ю. А. Ермакова.: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66585ADE-390B-4D4C-AA8F-98525A93F216.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт министрества внутренних дел РФ https://мвд.рф/
Э2 Министрество юстиций РФ minjust.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Экстремизм и национальная безопасность», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности.
Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика.
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.
После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать.
В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.
В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам.
При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.
Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
При выполнении практических заданий по результатам анализа соответствующего нормативного правового акта, обучающимся необходимо подготовить тестовые задания в количестве от 10 до 20 штук. Каждое тестовое задание должно помимо вопроса содержать четыре варианта ответов, один из которых – правильный (выделить полужирным шрифтом).
Доклад студента – это оценочное средство, при котором студент представляет публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской и научной темы.
При подготовке к докладу необходимо изучить нормативные правовые акты и специальную литературу по вопросу. Выступление студента с докладом не должно превышать 7 минут.
Эссе – оценочное средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Обучающимся предлагается подготовить эссе на одну из предложенных выше тем.
Эссе должно отвечать следующим основным требованиям (система оценивания):
- соответствовать одной из предлагаемых тем;
- отражать индивидуальную позицию автора;
- демонстрировать умение автора обосновывать свои суждения.
Текст эссе должен быть завершенным и структурированным.
Технические требования к оформлению эссе: формат Word, 1,5 интервал, шрифт Times New Roman, 14 кегль. Размеры полей: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 1 см, левое – 3 см. Объём эссе должен быть не менее 3 и не более 5 страниц машинописного текста (эссе может быть представлено как на электронном носителе, так и в распечатанном виде). При использовании цитат в сносках указывается источник высказывания.
Титульный лист эссе должен содержать:
- полное наименование образовательной организации;
- название темы;
- данные об авторе: фамилия, имя, отчество, группа, электронная почта;
- сведения о научном руководителе, оказавшем консультативную или методическую помощь (если таковой имеется).
Тестирование – это оценочное средство, направленное на оценку владения терминологическим аппаратом и конкретными профессиональными знаниями. Тестирование проводится с помощью раздаточного материала (тестовых заданий). На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 10 вопросов.
Экзамен проводится в письменной форме. Билет содержит два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. На ответ студенту отводится 40 минут.