Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | Целями освоения дисциплины являются ознакомление иностранных студентов с основными понятиями и методами лингвогеографии, обогащение знаний иностранных студентов о функциональном разнообразии национального языка – русского языка, а также выработка необходимых навыков и умений по краткому анализу картографических данных с применением полученных знаний. Задачи дисциплины Задачами освоения учебной дисциплины являются: 1.формирование общего понимания предмета лингвогеографии, методов её исследования, связи с другими науками; 2.изучение территориального варьирования языка, формирование компетенции лингвогеографического диагностирования звучащей речи, текста, записанного в транскрипции, на базе изучения противопоставленных диалектных различий; 3.формирование и организация языковой среды, оптимальной для духовно-нравственного развития личности; 4.развитие способности к самостоятельному творческому мышлению на основе совершенствования механизмов восприятия, понимания и интерпретации информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
ПК-17 | способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов |
ПК-18 | владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - цели и задачи лингвогеографии, и ее место среди других наук; - основные понятия, определения и термины лингвогеографии; - теоретические положения русской диалектологии, необходимые для идентификации диалектных особенностей речи жителей разных регионов России. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять приобретенные теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации; - кратко анализировать фонетический, грамматический и лексический строй одного из современных русских диалектов; - ставить исследовательские задачи и находить адекватные способы их решения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | должен владеть: - методикой лингвогеографического анализа диалектных особенностей и навыками лингвистического анализа диалектных текстов; - базовыми методиками сбора и анализа языковых фактов диалектной речи; - методикой краткого анализа картографических данных. должен демонстрировать способность и готовность: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. История возникновения дисциплины «Лингвогеография». Основные понятия лингвогеографии. | ||||||
1.1. | История лингвогеографии. Немецкий лингвистический атлас Г. Венкера и лингвистический атлас Франции Ж. Жильерона и Э. Эдмона. Русская лингвогеография. Идеи И. И. Срезневского. Программы Академии Наук и Московской диалектологической комиссии. Диалектологическая карта русского языка в Европе. | Лекции | 8 | 2 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Практические | 8 | 4 | |||
Раздел 2. Тема 2. Методы лингвогеографии: анкета, лингвистические карты, опрос информантов. | ||||||
2.1. | Основные методы лингвогеографии. Анкета – план, требования к записи материала. Лингвистические карты – особенности, структура. Опрос информантов как один из распространенных методов сбора диалектологической информации. | Лекции | 8 | 4 | ПК-17 | |
2.2. | Практические | 8 | 4 | |||
Раздел 3. Тема 3. Картографирование как основной метод лингвогеографического исследования языка. | ||||||
3.1. | Изоглосса. Ареал. Принципы картографирования диалектного материала. Понятие диалект с точки зрения лингвогеографии. Интерпретация диалектных карт. Новая классификация русских говоров как результат лингвогеографического исследования. | Лекции | 8 | 4 | ПК-17 | |
3.2. | Практические | 8 | 4 | |||
Раздел 4. Тема 4. Диалектные атласы | ||||||
4.1. | Принципы составления диалектных атласов. «Диалектологический атлас русского языка» и его вклад в теорию и практику лингвогеографии. «Лексический атлас русских народных говоров» как атлас нового типа. | Лекции | 8 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Практические | 8 | 4 | |||
Раздел 5. Тема 5. Принципы картографирования явлений духовной культуры. | ||||||
5.1. | Изотерма, изопрагма, изодокса как реалии этнолингвистичского и этнографического картографирования. Составление и интерпретация этнолингвистических карт. | Лекции | 8 | 4 | ПК-17 | |
5.2. | Практические | 8 | 6 | |||
Раздел 6. Тема 6. Говоры вторичного образования как объект исторической диалектологии и лингвогеографии. | ||||||
6.1. | Лингвистическая география о специфике алтайских говоров. Диалектное членение алтайских говоров по данным лингвогеографического изучения. Проблемы картографирования этнолингвистических явлений на материале алтайских говоров. | Лекции | 8 | 2 | Л1.1 | |
6.2. | Практические | 8 | 6 | ПК-17, ПК-18 | Л1.1 | |
6.3. | Сам. работа | 8 | 60 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Словарь русских говоров Алтая. В 4-х т. : | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 1993 – 1998 | ||
Л1.2 | Чернышенко О.В., Огрызко Е.В., Нефедов И.В. | Русский язык как иностранный: лингвострановедение и развитие речи: | М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА, 2017 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лингвострановедение: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Язык русской деревни /школьный диалектологический атлас | www.gramota.ru | ||
Э2 | ruslang.ru | www.ruslang.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для прохождения аттестации по дисциплине студенту необходимо: - выполнять задания по тематике курса на занятиях и самостоятельно; - подготовить реферат - подготовить доклад - ответить на вопросы по докладу, заданные преподавателем |