Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 84 | 84 | 84 | 84 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины: Курс «Лингвокультурология в системе обучения РКИ» предполагает формирование сведений о стране, языке, национальной культуре, нации, русском национальном характере, межкультурной коммуникации, невербальной коммуникации. Цель курса «Лингвокультурология в системе обучения РКИ» - формирование системы представлений о русской национальной культуре и общественной жизни современной России в процессе изучения языка и коммуникативной компетенции учащихся в актах международной коммуникации через адекватное восприятие речи носителя языка и понимание оригинальных текстов на изучаемом языке. - охарактеризовать язык как средство отражения окружающей человека реальности; - показать особенности накопления, хранения и передачи культурологической информации посредством языка; - сформировать систему представлений о связи языка, мышления, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, о национально-культурной специфике стран изучаемого языка; - сформировать лингвокультурную компетенцию студентов и совершенствовать их навыки общения с представителями разных культур с учетом национальных особенностей партнера; - учить критически осмысливать лингвокультурологическую информацию и преломлять ее в конкретной коммуникативной ситуации; - учить толерантности по отношению к непонятным сторонам жизни другого народа; - ознакомить с методами, приемами лингвокультурологического анализа языковых явлений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - базовые понятия лингвокультурологии; - систему культурных ценностей своего народа; - систему культурных ценностей народа страны изучаемого языка; - о соответствиях и расхождениях в концептосферах различных культур; - о наличии социокультурных стереотипов и социокультурных лакун, способных привести к нарушению межкультурного общения; - различные модели социального поведения людей; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать языковой материал в аспекте культуры носителей языка; - проникать в смысл языковой единицы, высказывания, текста как отражения определенного культурного феномена; - анализировать культурные концепты; - сравнивать объекты различных лингвокультурологических систем; - распознавать социокультурный фон иноязычного текста; - использовать приобретенные лингвокультурологические знания в профессиональной деятельности; - понимать невербальные средства общения и корректно их интерпретировать; - проявлять профессионально-значимые личностно-поведенческие качества: культурную полицентричность, непредвзятость, толерантность; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками лингвокультурологического анализа языковых единиц; - методами ситстематизации и обобщения сведений о социокультурных явлениях; - коммуникативными стратегиями и тактиками эффективного, бесконфликтного поведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Лингвокультурология как научная дисциплина. Место лингвокультурологии в ряду наук о языке и культуре. Полидисциплинарный и междисциплинарный характер лингвокультурологии. Задачи культурологических исследований. Культура и человек. Культура и цивилизация. | ||||||
1.1. | Филология как комплекс научных дисциплин, изучающих духовную культуру человека посредством анализа его языка. Предмет и задачи курса. Место курса в системе высшего филологического образования. | Лекции | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Практические | 1 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1 | |
1.3. | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.1 | ||
Раздел 2. Центральная триада лингвокультурологии: человек, язык, культура. Понятие картины мира. Языковая картина мира, культурная картина мира. Передача культурологической информации посредством языка. Семиотическое описание объектов. Лингвокультурема. Лингвокультурологическое поле и его структура. | ||||||
2.1. | Проблемы адаптации и проблемы вербального и невербального взаимодействия. | Лекции | 1 | 2 | Л2.4, Л2.3, Л2.2 | |
2.2. | Практические | 1 | 2 | Л2.4, Л2.3, Л2.2 | ||
Раздел 3. Особенности взаимосвязи языка и социальной структуры общества. Языковая вариативность, ее причины. Языковые регистры и социокультурная стратификация общества. Отражение классовой системы английского общества в языке. | ||||||
3.1. | История России. Геополитическое положение. Страна Россия. География России. | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | |
3.2. | Практические | 1 | 2 | |||
3.3. | Сам. работа | 1 | 24 | |||
Раздел 4. Языковая картина мира, ее составляющие. Культурная картина мира, ее составляющие. Теория гештальтов Дж. Лакоффа. Ключевые символы и элементы русской и английской национальных картин мира в сопоставительном аспекте. | ||||||
4.1. | Развитие и становление образа "русского человека". Экстралингвистические параметры формирования личности. | Практические | 1 | 2 | Л2.3 | |
4.2. | Практические | 1 | 2 | Л2.3 | ||
Раздел 5. Понятие культурного текста (текста культуры). Фразеология как способ представления культуры. Метафора как способ представления культуры. Символ как способ представления культуры. | ||||||
5.1. | Исторические события, оказавшие влияние на судьбу России. Личности в истории страны. | Практические | 1 | 2 | Л2.1 | |
5.2. | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.3 | ||
5.3. | Практические | 1 | 2 | Л2.1 | ||
5.4. | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.1 | |
Раздел 6. Лингвокультурологическое описание языка: литературный язык, диалект, просторечье, жаргон. Стилистический уклад разных языков. Формы культуры и их языковое воплощение. Субкультуры. | ||||||
6.1. | Особенности культуры и менталитета. | Практические | 1 | 4 | Л2.1 | |
6.2. | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-4 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Маслова В.А. | Лингвокультурология: учеб. пособие | М.: Академия, 2010 | |
Л1.2 | Богданович Г.Ю. | Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии: | Издательство "ФЛИНТА", 2018 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вишняков С.А. | Культура Росии от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): учебное пособие | ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 | ЭБС "Лань": https://e.lanbook.com/book/84615 |
Л2.2 | В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых | Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.]: учебник | СПб.: Златоуст. Т. 2., 2009 | |
Л2.3 | Токарева Н.Д. | Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие | "Феникс+", 2004 | ЭБС «Университетская библиотека online» |
Л2.4 | В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых | Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.] : учебник | СПб.: Златоуст. Т. 1., 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Лингвокультурология | www.gramota.ru | ||
Э2 | Задачи и цели лингвокультурологии | www.textologia.ru | ||
Э3 | Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии | fictionbook.ru | ||
Э4 | Маслова В. Лингвокультурология | www.gumer.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для прохождения аттестации по дисциплине студентам необходимо выполнить письменные задания, подготовить реферат и эссе (в рамках самостоятельной работы), на зачете устно ответить на вопросы. |