Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 100 | 100 | 100 | 100 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.
1.1. | Курс «Лингвострановедение» предназначен для студентов-иностранцев. Курс предполагает формирование сведений о стране, языке, национальной культуре, нации, русском национальном характере, межкультурной коммуникации, невербальной коммуникации. Учебная дисциплина относится к Б.1.В. Вариативная часть. Курс формирует представление о стране изучаемого языка: культура, обычаи и традиции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-4 | владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации |
ПК-16 | владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать: Национальные обычаи, традиции, реалии страны изучаемого языка Иметь представление о лингвострановедении как о научной дисциплине Иметь представление о национально-культурной семантике языковых единиц |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь: Извлекать из единиц языка страноведческую информацию и пользоваться ею, добиваясь полноценной коммуникации Выявлять, систематизировать и интерпретировать иноязычного отражения явлений, специфичных для страны изучаемого языка. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть: Навыками использования полученных знаний в реальных ситуациях общения; Способностью находить необходимую информацию культурологического характера в различных источниках. Владеть кумулятивной функции языка. Применять семантический анализ межъязыковых различий, отражающих различия в реальной действительности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в лингвострановедение | ||||||
1.1. | Лингвострановедение как научная дисциплина. Невербальная коммуникация | Лекции | 6 | 2 | ПК-16 | |
1.2. | Лингвострановедение как научная дисциплина. Невербальная коммуникация | Практические | 6 | 2 | ||
1.3. | Культурный шок. | Лекции | 6 | 2 | Л2.1 | |
1.4. | Культурный шок. | Практические | 6 | 2 | Л2.1 | |
1.5. | Сам. работа | 6 | 24 | ОПК-4, ПК-16 | ||
Раздел 2. Россия - страна изучаемого языка | ||||||
2.1. | Страна Россия. | Лекции | 6 | 2 | ПК-16 | |
2.2. | Страна Россия. | Практические | 6 | 4 | Л1.1, Л2.3 | |
2.3. | Русский тип человека. | Лекции | 6 | 2 | Л2.3 | |
2.4. | Русский тип человека. | Практические | 6 | 2 | Л1.1 | |
2.5. | Важные исторические вехи. | Лекции | 6 | 4 | ПК-16 | Л1.2 |
2.6. | Важные исторические вехи. | Практические | 6 | 4 | Л1.2 | |
2.7. | Сам. работа | 6 | 26 | ОПК-4, ПК-16 | ||
Раздел 3. Русские традиции и обычаи | ||||||
3.1. | Быт города и деревни. Дом. Семейные отношения. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | |
3.2. | Быт города и деревни. Дом. Семейные отношения. | Практические | 6 | 4 | ||
3.3. | Религия и суеверия. Праздники в России. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | |
3.4. | Религия и суеверия. Праздники в России. | Практические | 6 | 4 | ||
3.5. | Сам. работа | 6 | 24 | ОПК-4, ПК-16 | ||
Раздел 4. Законы Российской Федерации | ||||||
4.1. | Работа в России. Система здравоохранения и образования. Наука. | Лекции | 6 | 2 | ПК-16 | |
4.2. | Законы РФ. Иностранцы на территории РФ. | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Сам. работа | 6 | 26 | ОПК-4, ПК-16 | Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Лингвострановедение как научная дисциплина. Невербальная коммуникация. Филология как комплекс научных дисциплин, изучающих духовную культуру человека посредством анализа его языка. Предмет и задачи курса. Место курса в системе высшего филологического образования. 2. Культурный шок. Проблемы адаптации и проблемы вербального и невербального взаимодействия. 3. Страна Россия. История России. Геополитическое положение. Страна Россия. География России. 4. Русский тип человека. Развитие и становление. Экстралингвистические параметры формирования личности. 5. Важные исторические вехи. События и личности. 6. Быт города и деревни. Дом. Семейные отношения. 7. Работа в России. Система здравоохранения и образования. Наука. Современное состояние и история. 8. Религия и суеверия. Праздники в России. Особенности культуры и менталитета. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС находится в Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вишняков С.А. | История государства и культуры России в кратком изложении. Социокультуроведение России [Электронный ресурс] : Учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2012 | https://e.lanbook.com/book/12964. |
Л1.2 | Константинова Л.А., Васильева И.А., Игнатьева О.П., Митина Е.В. | Знакомимся с историей России [Электронный ресурс]: Учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. И. Бондарь, С. А. Лутин | Как спросить? Как сказать?: пособие по развитию речи для изучающих рус. яз. как иностранный | М.: Русский язык. Курсы, 2006 | |
Л2.2 | Л.В. Рыбачева | Русские народные праздники: пособие | Воронеж, 2003 | |
Л2.3 | Константинова, Л.А. | Выдающиеся дятели Российской науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2014 | Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/48277 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Лингвострановедение. Википедия | ru.wikipedia.org | ||
Э2 | Шарафутдинов Р.Р. Лингвострановедение и его роль в иноязычном образовании. Статья | cyberleninka.ru | ||
Э3 | Россия. Лингвострановедческий словарь он-лайн | ls.pushkininstitute.ru | ||
Э4 | Россия. Большой лингвострановедческий словарь под ред. Прохорова Ю.Е. | www.padaread.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Знакомство с культурой изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране. Главная цель лингвострановедения – обеспечение коммуникативной компетенции в актах межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и понимание оригинальных текстов. Основным объектом лингвострановедения являются фоновые знания, которыми располагают члены определенной языковой и этнической общности. Основными объектами изучения на занятиях являются безэквивалентная лексика - не имеющая соответствий в родном языке учащихся. В русском языке; историзмы; компоненты фразеологических единиц; фольклорная лексика; библеизмы; слова нерусского происхождения), невербальные средства общения, языковая афористика и фразеология, которые рассматриваются на занятиях с точки зрения отражения в них культуры, опыта людей, говорящих на данном языке. При включении национально-культурного компонента в содержание обучения иностранному языку нужны адекватные средства для его усвоения. Такими средствами могут быть прежде всего аутентичные материалы: литературные и музыкальные произведения, предметы реальной действительности и их иллюстративные изображения, которые больше всего могут приблизить учащегося к изучаемой культурологической среде. |