МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление конфликтностью в социальных системах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 31
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 31 31 31 31
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Шрайбер А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление конфликтностью в социальных системах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков управления конфликтами в социальных системах, а также навыков применения технологий урегулирования конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью находить и обосновывать решения в нестандартных ситуациях и социальных конфликтах, нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общие принципы урегулирования и разрешения конфликтов;
- как находить и обосновывать решения в нестандартных ситуациях и социальных конфликтах, нести за них ответственность.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать технологии урегулирования конфликтов;
- находить и обосновывать решения в нестандартных ситуациях и социальных конфликтах, нести за них ответственность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций;
- нахождения и обосновывания решения в нестандартных ситуациях и социальных конфликтах, нести за них ответственность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие принципы урегулирования конфликтов
1.1. Конфликт как объект управления Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Конфликт как объект управления Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Конфликт как объект управления Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Урегулирование в системе управления конфликтом Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.5. Урегулирование в системе управления конфликтом Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.6. Урегулирование в системе управления конфликтом Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.7. Роль третьей стороны в завершении конфликта Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.8. Роль третьей стороны в завершении конфликта Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.9. Роль третьей стороны в завершении конфликта Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Конфликтологический арбитраж
2.1. Понятие и виды арбитража Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие и виды арбитража Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Понятие и виды арбитража Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.4. Третейские суды в РФ Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.5. Третейские суды в РФ Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.6. Развитие конфликтологического арбитража за рубежом Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.7. Развитие конфликтологического арбитража за рубежом Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.8. Технология принятия решения в конфликтологическом арбитраже Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.9. Технология принятия решения в конфликтологическом арбитраже Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.10. Применение арбитража в решении международных конфликтов Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.11. Применение арбитража в решении международных конфликтов Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Конфликтологичсекое консультирование
3.1. Основы конфликтологического консультирования Лекции 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Основы конфликтологического консультирования Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.3. Основы конфликтологического консультирования Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.4. Процесс и структура конфликтологического консультирования Лекции 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.5. Процесс и структура конфликтологического консультирования Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.6. Процесс и структура конфликтологического консультирования Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.7. Роль консультанта в эффективном урегулировании конфликта Лекции 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.8. Роль консультанта в эффективном урегулировании конфликта Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.9. Роль консультанта в эффективном урегулировании конфликта Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.10. Возможности применения консультирования в урегулировании разных типов конфликтов Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.11. Возможности применения консультирования в урегулировании разных типов конфликтов Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Переговоры
4.1. Общая теория переговорного процесса в конфликтологии Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.2. Общая теория переговорного процесса в конфликтологии Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.3. Общая теория переговорного процесса в конфликтологии Лекции 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.4. Процесс переговоров в конфликтных ситуациях Лекции 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.5. Процесс переговоров в конфликтных ситуациях Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.6. Процесс переговоров в конфликтных ситуациях Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.7. Механизмы и технология переговорного процесса Лекции 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.8. Механизмы и технология переговорного процесса Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.9. Механизмы и технология переговорного процесса Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.10. Специфика организации переговоров для урегулирования разных видов конфликтов Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.11. Специфика организации переговоров для урегулирования разных видов конфликтов Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Медиация(посредничество)
5.1. Теоретические основы процедуры посредничества Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.2. Теоретические основы процедуры посредничества Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.3. Теоретические основы процедуры посредничества Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.4. Сущность процесса медиации Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.5. Сущность процесса медиации Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.6. Сущность процесса медиации Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.7. Роль посредника в осуществлении медиации Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.8. Роль посредника в осуществлении медиации Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.9. Роль посредника в осуществлении медиации Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.10. Применение медиации в урегулировании разных типов конфликтов Практические 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.11. Применение медиации в урегулировании разных типов конфликтов Сам. работа 5 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к экзамену
Перечень теоретических вопросов:
1. Объект, предмет и уровни конфликтологического исследования.
2. История и направления зарубежной конфликтологии.
3. Базовые методологические положения современной теории управления конфликтностью.
4. Диагностика социального конфликта как специальная исследовательская технология.
5. Социологические, психологические, политологические, юридические исследования социальных конфликтов.
6. Методика исследований конфликтности локального социума.
7. Основные характеристики социального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики.
8. Типология социальных конфликтов.
9. Супружеские конфликты, их причины, методики изучения и решения.
10. Общие правила диагностики социального конфликта.
11. Последовательность операций в процессе диагностики конфликта.
12. Арбитражная форма посредничества в социальном конфликте.
13. Внутриличностный конфликт: социальная сущность, симптомы, формы проявления, методики изучения и профилактики.
14. Программа социологического исследования конкретного социального конфликта, ее специфика и основные элементы.
15. Теоретическая и эмпирическая модель изучаемого социального конфликта.
16. Основной набор эмпирических методов сбора информации о конфликте, используемых в процессе его диагностики.
17. Специфика диагностики социальных конфликтов в организациях.
18. Сущность и технологии конфликтологического консалтинга.
19. Основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
20. Стадии развития социального конфликта.
21. Трудовые конфликты: причины, специфика диагностики и разрешения.
22. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
23. Управленческие конфликты в организации: основные причины, способы диагностики и решения.
24. Практика диагностических исследований конфликтов: зарубежный и российский опыт.
25. Медиаторная форма посредничества в конфликте: сущность и технология.
26. Диагностика межэтнических и межнациональных конфликтов.

Практические задания:
1. Изобразите графически соотношение форм управление конфликтами.
2. Предложите свой вариант решения предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации с участием посредника.
3. Разработайте программу предупреждения конфликтности в организации, связанной с участием в конфликтах руководителя как арбитра.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию форм управления конфликтностью в социальных системах.
7. Проведите медиацию какого-либо конкретного межличностного конфликта.
8. Приведите примеры участия конфликтологов исследователей в решении конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте процесс своего последнего межличностного конфликта в контексте возможного использования технологии АРК в конфликтах.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1. Междисциплинарное понимание термина «социальный конфликт».
2. Конфликт как социальное явление и форма социального взаимодействия субъектов.
3. Объект, предмет и уровни конфликтологического исследования.
4. Основные методы исследования конфликта.
5. Основные фазы конфликта.
6. Специфика применения основных способов сбора информации в конфликтологии.
7. Принципы посредничества в разрешении конфликтов.
8. Этнические, расовые и религиозные конфликты.
9. Объективное и субъективное в конфликте.
10. Основные принципы методики разрешения конфликтов.
11. Особенности межличностных конфликтов.
12. Причины межличностных конфликтов.
13. Классификация межличностных конфликтов.
14. Управление межличностными и групповыми конфликтами.
15. Конфликты в организациях: источники, профилактика, управление и разрешение.
16. Конфликты в больших группах.
17. Управление межгрупповыми конфликтами.
18. Социологический подход к межгрупповым конфликтам.
19. Типология социальных конфликтов.
20. Политические конфликты.
21. Межкультурные конфликты.
22. Межнациональные конфликты.
23. Технологии разрешения конфликтов.
24. Переговоры в конфликтных ситуациях.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центр конфликтологии - www.isras.ru/crs.html
Э2 Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ) - www.sitnikov.com/market/company/isant/
Э3 . Сайт международной ассоциации конфликтологов - www.confstud.ru.
Э4 Курс в moodle «Управление конфликтностью в социальных системах» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.