МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения иностранных студентов языку специальности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения иностранных студентов языку специальности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – подготовка студентов к самостоятельной творческой работе преподавателя в период проведения педагогической практики.
Из этой цели вытекают следующие задачи курса:
* Сравнение различных, принятых в отечественной и зарубежной методике, подходов и методов обучения РКИ;
* Ознакомление студентов с основами методики обучения РКИ в контексте формирования профессиональной коммуникативной компетенции;
* Изучение вопросов, связанных с существующими формами контроля языковых, речевых и социокультурных навыков и умений в свете современных тенденций обновления содержания обучения РКИ в ВУЗе;
* Ознакомление с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа занятия по РКИ в свете современных требований;
* Определение критериев анализа современных отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов (УМК), учебников и учебных пособий, рассчитанных на различные этапы освоения РКИ (в профессиональной сфере).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования
ПК-6 владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
ПК-7 рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам (модулям)
ПК-8 готовностью участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориентационных мероприятиях со школьниками
ПК-9 педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- актуальные проблемы организации профессионально ориентированного обучения РКИ иностранных учащихся в российских вузах;
- методику и приемы организации занятий по РКИ (в профессиональной сфере);
- проблематику учебно-методических работ по теории и практике преподавания РКИ студентам ВУЗов;
- специфику работы в группах учащихся первого, второго и третьего курсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать существующие учебно-методические комплексы, программы по РКИ в ВУЗе;
- используя учебники и учебные пособия (библиотечные, а также из сети Интернет) организовать, спланировать и подготовить занятие по РКИ для студентов ВУЗа;
- разработать практические учебные материалы для использования на занятиях по РКИ в ВУЗе;
- комплексно подходить к решению задачи освоения РКИ в профессиональной сфере: применять различные приемы, развивать разные компетенции (говорение, чтение, аудирование, письмо)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью критически подходить к существующим учебникам и учебным пособиям при подготовке курса Профессионально ориентированного РКИ;
- профессиональной терминологией;
- способностью анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы, методы, приемы обучения языку и речи в рамках освоения РКИ как языка специальности;
- навыком разработки занятия по обучению различным аспектам РКИ и видам речевой деятельности (с обоснованием адекватности выбора упражнений и последовательность их расположения)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стилевые разновидности современного русского языка, обслуживающие профессиональные сферы общения: научный стиль, устная научная речь (УНР), подстиль, язык специальности, подъязык специальности; язык делового общения.
1.1. Лекции 3 2 ПК-5
1.2. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Этапы развития методики профессионально ориентированного обучения РКИ
2.1. Лекции 3 2 ПК-6
2.2. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Общее представление о характере текстотеки курса обучения иностранных учащихся русскому языку как средству получения специальности. Функционально-семантические типы и подтипы текстов, актуальные для учебной и научной сфер деятельности иностранных учащихся. Тематика текстов: проблема установления межпредметных связей. Тексты для обучения рецепции, репродукции, продукции.
3.1. Практические 3 4 ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2
Раздел 4. Технология использования личностно-деятельностного подхода при формировании и развитии у иностранных учащихся навыков и умений общения в учебной, научной и собственно профессиональной сферах деятельности.
4.1. Практические 3 4 Л2.1
Раздел 5. Актуальные проблемы организации профессионально ори-ентированного обучения РКИ иностранных учащихся российских вузов. Специфика работы в группах учащихся первого, второго и третьего курсов. Анализ программ и учебной литературы.
5.1. Практические 3 6 Л1.2
5.2. Сам. работа 3 21 ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу : Учебник СПб. : Златоуст, 2013 - ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239410
Л1.2 Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей: Учебное пособие СПб. : Златоуст, 2014. - ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239413
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щукин A.H. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития sun.tsu.ru
Э2 Обучение иностранных учащихся русскому языку как языку специальности и средству профессионального общения www.google.ru
Э3 Якунина Н.В. Методика обучения студентов-иностранцев чтению текстов по специальности (с помощью ресурсов Интернета) (статья) cyberleninka.ru
Э4 Акопян Л.Г. Компетентностный подход в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов (статья) // Иностранный язык для студентов неязыковых специальностей: новые тенденции, методы, содержание обучения conference.osu.ru
Э5 Антонюк Е.А., Колосова Т.В. Краткий обзор основных интерактивных технологий обучения иностранному языку в условиях перехода системы образования на стандарты нового поколения (статья) // Иностранный язык для студентов неязыковых специальностей: новые тенденции, методы, содержание обучения conference.osu.ru
Э6 Борозна О.Ф. К вопросу об использовании активных методов обучения (статья) // Иностранный язык для студентов неязыковых специальностей: новые тенденции, методы, содержание обучения conference.osu.ru
Э7 Смолякова Н. С. Специфика обучения языку специальности на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного в рамках совместной образовательной программы «2+2» // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 197-200. moluch.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины