Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 21 | 21 | 21 | 21 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Цель курса – подготовка студентов к самостоятельной творческой работе преподавателя в период проведения педагогической практики. Из этой цели вытекают следующие задачи курса: * Сравнение различных, принятых в отечественной и зарубежной методике, подходов и методов обучения РКИ; * Ознакомление студентов с основами методики обучения РКИ в контексте формирования профессиональной коммуникативной компетенции; * Изучение вопросов, связанных с существующими формами контроля языковых, речевых и социокультурных навыков и умений в свете современных тенденций обновления содержания обучения РКИ в ВУЗе; * Ознакомление с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа занятия по РКИ в свете современных требований; * Определение критериев анализа современных отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов (УМК), учебников и учебных пособий, рассчитанных на различные этапы освоения РКИ (в профессиональной сфере). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-5 | владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования |
ПК-6 | владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию |
ПК-7 | рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам (модулям) |
ПК-8 | готовностью участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориентационных мероприятиях со школьниками |
ПК-9 | педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - актуальные проблемы организации профессионально ориентированного обучения РКИ иностранных учащихся в российских вузах; - методику и приемы организации занятий по РКИ (в профессиональной сфере); - проблематику учебно-методических работ по теории и практике преподавания РКИ студентам ВУЗов; - специфику работы в группах учащихся первого, второго и третьего курсов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать существующие учебно-методические комплексы, программы по РКИ в ВУЗе; - используя учебники и учебные пособия (библиотечные, а также из сети Интернет) организовать, спланировать и подготовить занятие по РКИ для студентов ВУЗа; - разработать практические учебные материалы для использования на занятиях по РКИ в ВУЗе; - комплексно подходить к решению задачи освоения РКИ в профессиональной сфере: применять различные приемы, развивать разные компетенции (говорение, чтение, аудирование, письмо) |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью критически подходить к существующим учебникам и учебным пособиям при подготовке курса Профессионально ориентированного РКИ; - профессиональной терминологией; - способностью анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы, методы, приемы обучения языку и речи в рамках освоения РКИ как языка специальности; - навыком разработки занятия по обучению различным аспектам РКИ и видам речевой деятельности (с обоснованием адекватности выбора упражнений и последовательность их расположения) |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Стилевые разновидности современного русского языка, обслуживающие профессиональные сферы общения: научный стиль, устная научная речь (УНР), подстиль, язык специальности, подъязык специальности; язык делового общения. | ||||||
1.1. | Лекции | 3 | 2 | ПК-5 | ||
1.2. | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | ||
Раздел 2. Этапы развития методики профессионально ориентированного обучения РКИ | ||||||
2.1. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | ||
2.2. | Практические | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | ||
Раздел 3. Общее представление о характере текстотеки курса обучения иностранных учащихся русскому языку как средству получения специальности. Функционально-семантические типы и подтипы текстов, актуальные для учебной и научной сфер деятельности иностранных учащихся. Тематика текстов: проблема установления межпредметных связей. Тексты для обучения рецепции, репродукции, продукции. | ||||||
3.1. | Практические | 3 | 4 | ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.2 | |
Раздел 4. Технология использования личностно-деятельностного подхода при формировании и развитии у иностранных учащихся навыков и умений общения в учебной, научной и собственно профессиональной сферах деятельности. | ||||||
4.1. | Практические | 3 | 4 | Л2.1 | ||
Раздел 5. Актуальные проблемы организации профессионально ори-ентированного обучения РКИ иностранных учащихся российских вузов. Специфика работы в группах учащихся первого, второго и третьего курсов. Анализ программ и учебной литературы. | ||||||
5.1. | Практические | 3 | 6 | Л1.2 | ||
5.2. | Сам. работа | 3 | 21 | ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Федотова Н.Л. | Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу : Учебник | СПб. : Златоуст, 2013 - ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239410 |
Л1.2 | Шибко Н.Л. | Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей: Учебное пособие | СПб. : Златоуст, 2014. - ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239413 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щукин A.H. | Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития | sun.tsu.ru | ||
Э2 | Обучение иностранных учащихся русскому языку как языку специальности и средству профессионального общения | www.google.ru | ||
Э3 | Якунина Н.В. Методика обучения студентов-иностранцев чтению текстов по специальности (с помощью ресурсов Интернета) (статья) | cyberleninka.ru | ||
Э4 | Акопян Л.Г. Компетентностный подход в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов (статья) // Иностранный язык для студентов неязыковых специальностей: новые тенденции, методы, содержание обучения | conference.osu.ru | ||
Э5 | Антонюк Е.А., Колосова Т.В. Краткий обзор основных интерактивных технологий обучения иностранному языку в условиях перехода системы образования на стандарты нового поколения (статья) // Иностранный язык для студентов неязыковых специальностей: новые тенденции, методы, содержание обучения | conference.osu.ru | ||
Э6 | Борозна О.Ф. К вопросу об использовании активных методов обучения (статья) // Иностранный язык для студентов неязыковых специальностей: новые тенденции, методы, содержание обучения | conference.osu.ru | ||
Э7 | Смолякова Н. С. Специфика обучения языку специальности на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного в рамках совместной образовательной программы «2+2» // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 197-200. | moluch.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |