МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в различных сферах общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю становления, предметную область и основные понятия социологии конфликта; методологию социологического анализа конфликта; теоретические основы анализа социальных конфликтов, происходящих в современном российском обществе
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и формулировать тенденции развития конфликтов глобального, регионального, локального уровня в современных условиях, формулировать цели, ставить конкретные задачи при исследовании конфликта; делать выводы и формировать рекомендации по их разрешению, выявлять основные причины конфликта и адекватно их анализировать; применять теоретические навыки для постановки целей и задач научных исследований социальных конфликтов в обществе и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: категориальным аппаратом социологии конфликта, навыками исследования социальных конфликтов; навыками социологического анализа и разрешения конкретных социальных конфликтов в различных сферах жизни общества; навыками применения теоретических методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологи для анализа и предотвращения социальных конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и методические основания исследования конфликта
1.1. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Динамика социального конфликта
2.1. Источники, основания и причины социального конфликта Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Источники, основания и причины социального конфликта Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Развитие социального конфликта на разных уровнях Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Развитие социального конфликта на разных уровнях Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Основные способы разрешения конфликта Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Основные способы разрешения конфликта Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. Конфликты в различных сферах общественной жизни Сам. работа 3 10 ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету:

Теоретические вопросы:
1. Научный статус социологии конфликта. Взаимодействие социологии конфликта с другими отраслями конфликтологии.
2. История становления теории конфликта.
3. Проблематика конфликта в социологической науке.
4. Концепция классовой борьбы и социальной революции Карла Маркса.
5. Социальный конфликт в структурно-функциональной модели Талкотта Парсонса
6. Теория позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера.
7. «Общая теория конфликта» Кеннета Боулдинга.
8. Конфликт и модернизация общества в концепции Ральфа Дарендорфа.
9. Проблема социальных изменений в работах Нейла Смелзера.
10. Основные понятия социологии конфликта.
11. Причины возникновения социальных конфликтов.
12. Функции социальных конфликтов.
13. Динамика развития конфликтов.
14. Основные участники социального конфликта.
15. Типология социальных конфликтов.
16. Социальный конфликт на предприятии.
17. Динамика развития социального конфликта.
18. Современные международные конфликты.
19. Политические конфликты современной России.
20. Предмет политического конфликта.
21. Объективная и субъективная стороны политического конфликта.
22. Типология политических конфликтов.
23. Межнациональные конфликты.
24. Переговоры как основной метод урегулирования конфликтов.
25. История отечественной социологии конфликта.
26. История и направления зарубежной социологии конфликта.
27. Методика исследований конфликтности локального социума.
28. Диагностика социального конфликта.
29. Межличностные конфликты: симптомы, методики их профилактики и решения.
30. Конфликтные типы личностей.
31. Управление поведением оппонента в межличностном конфликте.
32. Стратегии и тактики поведения конфликтёров.
33. Типологии конфликтов в организациях.
34. Основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
35. Трудовые конфликты: причины, способы профилактирования и разрешения.
36. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
37. Управленческие конфликты в организации: основные причины, способы профилактирования и разрешения.
38. Первопричина производственных конфликтов.

Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития социального конфликта (кейс предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения основных способов разрешения конфликта на конкретных примерах.
Практическое задание № 4. Презентуйте основные преимущества компромисса как способа разрешения социальных конфликтов.
Практическое задание № 5. Составьте схему основных стадий развития социального конфликта.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Место социологии конфликта в системе наук о конфликтах.
2. Развитие идей о социальных конфликтах в истории философской мысли.
3. Основные положения социологии конфликта.
4. Современное состояние социологии конфликта.
5. Межэтнические конфликты как проявление социальной напряжённости.
6. Антиглобалистские течения: основные формы конфликтных действий.
7. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в современном мире.
8. Региональные конфликты постсоветской России.
9. Классификация социальных конфликтов.
10. Динамика социального конфликта.
11. Конфликты в контексте трансактного анализа.
12. Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях.
13. Технологии управления конфликтами.
14. Стратегии поведения конфликтеров.
15. Типы конфликтных личностей.
16. Технологии переговорного процесса по разрешению конфликтов.
17. Манипуляции сторонами конфликта переговорным процессом.
18. Формы проявления межличностного конфликта.
19. Особенности межличностных конфликтов.
20. Межгрупповые конфликты в организациях.
21. Социальные конфликты в студенческой среде.
22. Современные политические конфликты в России.
23. Классификация политических конфликтов.
24. Причины межкультуральных конфликтов.
25. Глобальные и региональные конфликты.
26. Конфликты в экономике России.
27. Конфликты в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
28. Социальное партнерство как технология регулирования конфликтов.
29. Конфликты в сфере управления.
30. Формы протестного поведения населения Алтайского края в последние годы.
31. Конфликты в духовной сфере общества.
32. Технологии рационального поведения в конфликтах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э2 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология.
Э4 Курс в moodle "Социология конфликта для направления подготовки "Социология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.