Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф.Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цель: показать роль и значение конфликтов в современных международных отношениях, поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию. Задачи: – определить содержание основных понятий конфликтологии в применении к международным отношениям; – выявить типологию и виды классификации международных конфликтов; – рассмотреть пути и механизмы урегулирования международных конфликтов; – показать роль и степень вовлеченности международных организаций и внерегиональных держав в урегулирование конфликтов; – проследить причины возникновения, эволюцию и перспективы урегулирования крупных региональных конфликтов в Азии и Африке; – показать роль этнических, религиозно-культурных, исторических, политико-экономических и др. факторов в возникновении конфликтов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-7 | владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров |
ОПК-11 | способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран |
ПК-17 | способность понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых методов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – о международно-правовой базе и механизмах урегулирования конфликтов, миротворческих операций ООН и региональных международных организаций; - основные понятия и категории, необходимые для анализа международных конфликтов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – уметь изложить основные идеи теоретиков современной конфликтологии и теории международных отношений; – уметь собрать, проанализировать и квалифицированно изложить информацию по истории и современному состоянию наиболее значимых региональных конфликтов в их взаимосвязи с общим состоянием миросистемы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – научно-объективным подходом к исследованию международных конфликтов,оценке роли России в их урегулировании. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Понятие, функции и причины международных конфликтов | Практические | 6 | 2 | ОПК-7, ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Введение к курсу | Лекции | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Региональные конфликты в современных международных отношениях | ||||||
2.1. | Место региональных конфликтов в системе международных отношений | Лекции | 6 | 4 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Особенности современных конфликтов и пути их урегулирования | Практические | 6 | 2 | ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Ближневосточный конфликт во второй половине ХХ – начале XXI в. | ||||||
3.1. | Арабо-израильские войны 40-70-х гг. как проявление силового варианта решения ближневосточного конфликта | Лекции | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Возникновение палестинской государственности и современное состояние израильско-палестинского конфликта | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 4. Афганский конфликт и его региональный аспект | ||||||
4.1. | Афганский конфликт и его региональный аспект | Лекции | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 5. Кашмирский конфликт | ||||||
5.1. | Кашмирский конфликт: история и современное состояние проблемы | Практические | 6 | 2 | ОПК-7, ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 6. Региональные конфликты в районе Африканского Рога | ||||||
6.1. | Региональные конфликты в районе Африканского Рога | Лекции | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 7. Курдская проблема | ||||||
7.1. | Курдская проблема | Практические | 6 | 2 | ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 8. Ирак и кризисные ситуации на Ближнем Востоке в 1990-2000 х гг. | ||||||
8.1. | Ирак и кризисные ситуации на Ближнем Востоке в 1990-2000 х гг. | Практические | 6 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 9. Конфликты в регионе Великих Африканских озер | ||||||
9.1. | Конфликты в регионе Великих Африканских озер | Лекции | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 10. Локальные конфликты в странах Южной и Юго-Восточной Азии | ||||||
10.1. | Конфликт между тамилами и сингалами на Шри-Ланке | Практические | 6 | 2 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
10.2. | Сепаратистские движения в Индонезии и на Филиппинах | Практические | 6 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
10.3. | Подготовка реферата | Сам. работа | 6 | 32 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
10.4. | Поиск информации и составление аналитических записок о текущих конфликтах | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-7, ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
10.5. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 6 | 20 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Причины, значение и роль конфликтов в международных отношениях. 2. Технологии управления и разрешения международных конфликтов. 3. Роль религии в возникновении межэтнических и межгосударственных конфликтов. 4. Роль международных организаций в разрешении международных конфликтов. 5. Практика международных миротворческих операций. 6. Международное право и международные конфликты. 7. Концепция С. Хантингтона и практика международных отношений. 8. Конфликты на постсоветском пространстве и роль России в их урегулировании. 9. Камбоджийский конфликт и его урегулирование. 10. Межэтнические и межгосударственные конфликты в районе Великих африканских озер. 11. Международные миротворческие усилия в Афганистане после военного поражения режима талибов. 12. Кашмирский конфликт. 13. Межгосударственные конфликты из-за островов в Южно-Китайском море. 14. Динамика ближневосточного конфликта во второй половине XX – начале XXI в. 15. Роль международных террористических организаций в международных конфликтах в конце ХХ – начале XXI в. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | АлтГУ | Региональные конфликты и их урегулирование: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бутырская И.Г., Кефели И.Ф. - под ред. | ТЕОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Соков И. А. | Программа учебной дисциплины 'Международные конфликты в XXI веке': Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Heidelberg Institute for International Conflict Research | hiik.de | ||
Э2 | Bonn International Center for Conversion | www.bicc.de | ||
Э3 | Институт Ближнего Востока | www.iimes.ru | ||
Э4 | Международные процессы | www.intertrends.ru | ||
Э5 | Учебная дисциплина «Международные конфликты в XXI в. » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |