МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Шрайбер А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; умении проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 владение основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), готовность принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране (регионе) специализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), как планировать и проводить полевое исследование в стране (регионе) специализации.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать и проводить полевое исследование в стране (регионе) специализации, используя основы социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования и проведения полевого исследования в стране (регионе) специализации, использования социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Сам. работа 7 10 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Научный статус социологии Лекции 7 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Научный статус социологии Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Научный статус социологии Сам. работа 7 10 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Социологические теории и школы Лекции 7 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Социологические теории и школы Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Социологические теории и школы Сам. работа 7 10 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Лекции 7 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Сам. работа 7 10 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Общество как социальная система Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Общество как социальная система. Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Общество как социальная система. Сам. работа 7 12 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Методы социологического исследования Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Методы социологического исследования Сам. работа 7 14 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий Сам. работа 7 14 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий Практические 7 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества Сам. работа 7 14 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Социология управления коллективом Сам. работа 7 14 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предпосылки возникновения и развития социологии как науки.
2. Научный статус современной социологии.
3. Классическая, неклассическая и постклассическая социология.
4. Объект и предмет социологии. Понятия «социальное» и «социальность».
5. Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.
6. Функции социологии.
7. Эволюционизм Г. Спенсера.
8. Социальный факт Э. Дюркгейма. Теория общественного разделения труда.
9. Концепция «социального действия» М. Вебера.
10. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
11. Современное состояние теоретической социологии.
12. Теории интеграции структуры и действия П. Бурдье, Э. Гидденса.
13. Общество как система Н. Лумана.
14. Основные направления исследований и отрасли современной российской социологии.
15. Понятие социального института, его основные признаки. Типология социальных институтов.
16. Проблема развития социальных институтов. Понятие функции и дисфункции.
17. Общее и различия в определении понятий «социальная группа», «коллектив» и «социальная общность».
18. Типология социальных общностей и групп. Существующие в современных общностях и трудовых коллективах социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
19. Толерантность как социальный феномен.
20. Методы социологического исследования.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Социальное пространство и время человека и общества.
Человеческое общество и его социальная история как объект изучения социологии.
Основные концепции социологии.
Огюст Конт – основоположник социологической науки.
Объект и предмет социологии.
Социологические парадигмы в их развитии и обновлении.
Проблема исследования личности в социологии.
Питирим Сорокин – выдающийся социолог России и США.
Социологический анализ социальных явлений и процессов в современном обществе.
Этапы эволюции социологического знания: личности, концепции, школы.
Основные теории развития общества.
Проблема полипарадигмальности в современном социологическом знании.
Основные факторы и условия девиантного поведения в объективе современной социологии.
Человек в трудовом коллективе: социологический анализ.
Человек, индивид, личность – соотношение понятий.
Социализация, ее назначение и этапы.
Социология девиантного поведения (норма, отклонение, стигма).
Уровни и отрасли социологического знания.
Количественные и качественные методы социологического исследования: возможности и ограничения.
Вклад классиков социологии в науку о праве.
Право в социальной структуре общества.
Социология девиаций.
Роль права в обеспечении стабильности, согласия и консенсуса в обществе
Социология и социологи на Алтае: прошлое и современность.
Социальная стратификация и социальная дифференциация российского общества.
Социологические знания о жизнедеятельности и роли современной семьи в обществе.
Актуальные проблемы в правовой сфере современного российского общества.
Религия как сфера духовной жизни: опыт социологического изучения.
Социальная история России: особенности социологического анализа.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Плаксин, В. Н. Социология: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4303452A-D6D2-4848-87CF-1F328A5ADD71
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э3 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э4 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э5 Электронные библиотечные системы:
Э6 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office_; Word, Excel, PowerPoint и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://ideabank.narod.ru/6.htm
www.socio.ru
www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
www.humanities.edu.ru/db/msg/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.