Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 93 | 93 | 93 | 93 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов
1.1. | 1. Сформировать у студентов представления и навыки понимания природы современной мировой политики 2. Научить выявлять основные факторы и тенденции развития мировых политических процессов 3. Выработать способности критически оценивать различные теоретические школы и подходы в изучении мировой политики 4. Выработать умение применять теоретические знания для анализа текущих проблем мировой политики |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-6 | способность находить практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений |
ПК-12 | способность понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности |
ПК-21 | способность понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Российской Федерацией |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Отличие мировой политики от традиционных международных отношений, параметры нового качества международной среды, основные тенденции и факторы мирополитических процессов, место России в глобальных просессах современности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь выявлять логику, закономерности и тенденции глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений, интерпретировать позиции России в глобальном контексте. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | теоретическими методами и навыками прикладного анализа современных мирополитических процесов и конкретных международных ситуаций в рамках многофакторного комплексного подхода |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Предмет, методы, категории мировой политики как дисциплины | ||||||
1.1. | Формирование научной дисциплины "Мировая политика" | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Мировая политика как объек. Международная среда и ее параметры | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Мировая политика и международные отношения: общее и особенное предметных полей | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Концептуализация мировой политики и размежевание предметных полей МО и МП | Практические | 5 | 6 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Сбор материала и заполнение таблицы "Мировая политика и международные отношения: общее и особенное предметных полей" | Сам. работа | 5 | 24 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. 2. Политическая стркутура современного мира | ||||||
2.1. | Тенденции мирового развития и факторы изменения политической структуры мира | Лекции | 5 | 4 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Глобализация и ее последствия для изменения международной среды | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Акторы и субъекты мировой политики | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Круглый стол" Проблема суверенитета и судьба Вестфальской системы" | Практические | 5 | 6 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Подготовка к участию в круглом столе | Сам. работа | 5 | 15 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. 3 Основные проблемы и вызовы современного мира | ||||||
3.1. | Глобальные проблемы современности и подходы к их решению | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Современные конфликты и механизмы их урегулирования | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Проблемы глобальной и региональной безопасности | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Дискуссия "Проблема взаимодействия новых и традиционных акторов МО" | Практические | 5 | 6 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Сбор и обработка материала к дискуссии | Сам. работа | 5 | 24 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. 4 Россия в современной мировой политике | ||||||
4.1. | Лекция-презентация "Новая субъектность и место России в политической системе мира" | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Взаимодействие РФ с новыми акторами мировой политики | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Мини-конференция "Россия между Западом и Востоком: проблема цивилизационного выбора" | Практические | 5 | 8 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Круглый стол (коллоквиум) "Перспективы и прогнозы глобального развития" | Практические | 5 | 10 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Подготовка к проведению мини-конференции и коллоквиума | Сам. работа | 5 | 30 | ОПК-6, ПК-12, ПК-21 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Экзамен | 5 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Цыганков П.А. - отв. ред. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Батюк В.И. | МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений | Мировая политика: метод. указания, материалы и программа курса для студентов по направлению подготовки 03.1900.62 <Международные отношения (бакалавр)> | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство иностранных дел Российской Федерации | www.mid.ru | ||
Э2 | Журнал "Foreign Policy" | www.foreignpolicy.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |