Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество (экономические, политико-правовые и культурные аспекты) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | С учетом результатов новейших специальных исследований дать комплексное представление об основных проблемах мирового политического процесса (МПП), выявить механизмы влияния на МПП различных факторов (в частности, этнических стереотипов и имиджа страны и региона), расширить и закрепить знания о проблемах МПП. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-8 | владением политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров |
ПК-23 | способностью понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их обусловленности экономикой, историей, правом |
ПК-25 | владением знаниями о структуре глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли Российской Федерации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | иметь представление об основных понятиях МПП; правил и процедур восприятия, анализа, обобщения информации, о постановке цели и выборе путей ее достижения; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания в важнейших сферах учебной и профессиональной деятельности; применять на практике базовые принципы, логику, методы, основы техники научного исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми методами и приемами мыслительной деятельности; восприятия, анализа,обобщения информации, постановки цели и выбора путей ее достижения. способами применения полученных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности в области политологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Часть 1. | ||||||
1.1. | Введение | Лекции | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Мировой политический процесс в его конкретных аспектах. Основные черты и особенности современного мирового политического процесса. | Практические | 2 | 4 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Глобализация как ключевая тенденция мирового развития. | Практические | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Влияние новых информационных технологий на мировой политический процесс и формирование международного имиджа страны. | Практические | 2 | 4 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Новые участники на международной сцене: НКО, ТНК, внутриполитические регионы. | Практические | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Основные угрозы международной безопасности. Концепции безопасности. | Практические | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.12. | Особенности современных международных конфликтов и их урегулирование. | Практические | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.13. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.14. | Национализм в современном мире. Проблемы определения «национализма». | Практические | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.15. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.16. | Этнорелигиозные конфликты и прогнозы о «столкновении цивилизаций». | Практические | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.17. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.18. | Сепаратизм как фактор дестабилизации мирового политического процесса. Терроризм как глобальная проблема. | Практические | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.19. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.20. | Проблемы регулирования мировых политических процессов. Роль и место России в современном мире. Выводы по разделу. | Практические | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.21. | Доклады, обсуждение | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Раздел II. | ||||||
2.1. | Этнические стереотипы, имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы. Актуальность темы. Стереотипы, толерантность и этноконфессиональные конфликты. Формирование, виды и функции стереотипов. | Лекции | 2 | 4 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | История: влияние этностереотипов на международные отношения. | Лекции | 2 | 4 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Влияние имиджа на политику и международные отношения | Лекции | 2 | 4 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Роль СМИ. Масс-медиа как важнейший инструмент формирования и продвижения международного имиджа | Лекции | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Особенности международного имиджа региона. Основные подходы к проблеме. Заключение | Лекции | 2 | 2 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-8, ПК-23, ПК-25 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кефели И. Ф., Выходец Р. С. | ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Кущенко С.В., Кулешов С.А., Буханцова А.В., Широченко М.И. | Политический процесс: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2014 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Смагина С.М. | Российский политический процесс в региональном измерении: модернизационные аспекты (XX - начало XXI вв.): учебное пособие | Издательство ЮФУ, 2011 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ | www.mgimo.ru | ||
Э2 | Полис (Политические исследования) Polis | www.politstudies.ru | ||
Э3 | Российская ассоциация международных исследований (публикации) | www.rami.ru | ||
Э4 | Российская ассоциация политической науки (библиотека) | www.rapn.ru | ||
Э5 | Centre for the Study of Public Policy | www.cspp.strath.ac.uk | ||
Э6 | Pro et contra | www.carnegie.ru | ||
Э7 | Учебная дисциплина «Мировой политический процесс» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |