МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировой политический процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество (экономические, политико-правовые и культурные аспекты)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Евгения Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Мировой политический процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №785)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.С учетом результатов новейших специальных исследований дать комплексное представление об основных проблемах мирового политического процесса (МПП), выявить механизмы влияния на МПП различных факторов (в частности, этнических стереотипов и имиджа страны и региона), расширить и закрепить знания о проблемах МПП.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 владением политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров
ПК-23 способностью понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их обусловленности экономикой, историей, правом
ПК-25 владением знаниями о структуре глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь представление об основных понятиях МПП; правил и процедур восприятия, анализа, обобщения информации, о постановке цели и выборе путей ее достижения;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в важнейших сферах учебной и профессиональной деятельности;
применять на практике базовые принципы, логику, методы, основы техники научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми методами и приемами мыслительной деятельности; восприятия, анализа,обобщения информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.
способами применения полученных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности в области политологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Часть 1.
1.1. Введение Лекции 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Мировой политический процесс в его конкретных аспектах. Основные черты и особенности современного мирового политического процесса. Практические 2 4 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 10 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Глобализация как ключевая тенденция мирового развития. Практические 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 10 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Влияние новых информационных технологий на мировой политический процесс и формирование международного имиджа страны. Практические 2 4 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 10 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Новые участники на международной сцене: НКО, ТНК, внутриполитические регионы. Практические 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 10 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Основные угрозы международной безопасности. Концепции безопасности. Практические 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 8 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Особенности современных международных конфликтов и их урегулирование. Практические 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 8 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Национализм в современном мире. Проблемы определения «национализма». Практические 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 8 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Этнорелигиозные конфликты и прогнозы о «столкновении цивилизаций». Практические 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 8 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Сепаратизм как фактор дестабилизации мирового политического процесса. Терроризм как глобальная проблема. Практические 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 8 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Проблемы регулирования мировых политических процессов. Роль и место России в современном мире. Выводы по разделу. Практические 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.21. Доклады, обсуждение Сам. работа 2 8 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел II.
2.1. Этнические стереотипы, имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы. Актуальность темы. Стереотипы, толерантность и этноконфессиональные конфликты. Формирование, виды и функции стереотипов. Лекции 2 4 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. История: влияние этностереотипов на международные отношения. Лекции 2 4 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Влияние имиджа на политику и международные отношения Лекции 2 4 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Роль СМИ. Масс-медиа как важнейший инструмент формирования и продвижения международного имиджа Лекции 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Особенности международного имиджа региона. Основные подходы к проблеме. Заключение Лекции 2 2 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Подготовка к зачету Сам. работа 2 14 ОК-8, ПК-23, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кефели И. Ф., Выходец Р. С. ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кущенко С.В., Кулешов С.А., Буханцова А.В., Широченко М.И. Политический процесс: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смагина С.М. Российский политический процесс в региональном измерении: модернизационные аспекты (XX - начало XXI вв.): учебное пособие Издательство ЮФУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ www.mgimo.ru
Э2 Полис (Политические исследования) Polis www.politstudies.ru
Э3 Российская ассоциация международных исследований (публикации) www.rami.ru
Э4 Российская ассоциация политической науки (библиотека) www.rapn.ru
Э5 Centre for the Study of Public Policy www.cspp.strath.ac.uk
Э6 Pro et contra www.carnegie.ru
Э7 Учебная дисциплина «Мировой политический процесс» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.