МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар 2
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость13 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 468
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 436
контроль 16
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2, 3, 4
курсовая работа: 1, 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4 4 4 4 4 16 16
Сам. работа 136 136 100 100 64 64 136 136 436 436
Часы на контроль 4 4 4 4 4 4 4 4 16 16
Итого 144 144 108 108 72 72 144 144 468 468

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар 2

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка и написание самостоятельной научно-исследовательской работы (курсовой)по соответствующим темам направления "История"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-2: способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-6: способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-9: способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
ПК-10: способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание, особенности и современные тенденции всемирно исторического процесса с учетом специфики истории западной цивилизации
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать собственную научную профессиональную позицию по актуальным проблемам истории западной цивилизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реконструкции, научного изложения фактического материала и его интерпретации с использованием новейших достижений исторической науки и смежных обществоведческих дисциплин.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы генезиса, эволюции и перспектив развития западной цивилизации
1.1. Актуальные источниковедческие и историографические проблемы всеобщей истории Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Подготовка докладов Сам. работа 1 136 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Научно-исторический анализ основных аспектов истории западной цивилизации Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Написание курсовой работы Сам. работа 2 100 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Актуальные проблемы социально-экономической и политической истории западного общества Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Современные научно-исторические школы и историографические подходы к изучению истории западной цивилизации Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Написание курсовой работы Сам. работа 3 64 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Современные требования к методологии и методике научного исторического исследования по проблемам всеобщей истории Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Проблемы реализации квалификационных требований к научной исторической работе по всеобщей истории Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Написание выпускной квалификационной работы Сам. работа 4 136 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Список тем курсовых работ
1. Политическая биография Чан Кайши
2. Эволюция образа Александра Македонского (от прихода к власти до окончания завоеваний)
3. Имидж России в США (2000-2008 гг.)
4. Миф о «Золотом веке» в идеологии принципата Августа
5. Нормандское завоевание Южной Италии
6. Студенческое движение протеста в Западной Германии в 1960-е годы
7. Денацификация Австрии после Второй мировой войны (1945–1949 гг.).
8. Связи Древней Греции с Северным Причерноморьем в VII—III вв. до н. э.
9. Англо-шотландские и англо-валлийские отношения в XII—XV вв.
10. Пенитенциарная система во Франции в эпоху Революции
11. Расовый вопрос в США в 1920—1970-е гг.
12. Государственный аппарат «третьего рейха»
13. Повседневная жизнь при дворе Людовика XIV
14. США, СССР и проблема Западного Берлина в 1960-е - 1970-е гг.
15. Роль Бхаратия Джаната парти в политической системе Индии
16. Международные усилия по решению камбоджийского кризиса
17. Региональные и военные конфликты 1950-1970-х в системе блокового противостояния (СССР-США)
18. Внутренняя политика Великобритании в Южно-Африканском Союзе в период с 1918 по 1931 годы
19. Расизм и антисемитизм в идеологии национал-социализма: исторические истоки
20. Теория идеального государства в сочинениях Цицерона и Саллюстия
21. Исмаил Гаспринский и мусульманское движение в Российской империи конец XIX – начала XX века
22. Идеи и попытки возрождения Халифата в XX – XXI веке
23. Сербский и хорватский национальные проекты: формирование и попытки осуществления (вторая половина XIX в.)
24. Отношения России и Великобритании на Балканах и Ближнем Востоке с 1878 по 1915 гг.
25. Особенности германской модернизации (вторая половина XIX — начало XX в.)
26. Влияние Политбюро ЦК РКП(б) на советско-германские отношения в 1924 г.
27. Социально-экономическое развитие Британских островов от кельтских времен до нормандского завоевания
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения
Приложение 1.   ФОС История НИС2.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сиренов А.В., Твердюкова Е.Д., Филюшкин А.И. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/934CC5C0-7B33-4372-B59E-474723169044
Л1.2 Азарская М. А., Поздеев В. Л. Научно-исследовательская работа в вузе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461553
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Научно-исследовательская работа: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=459119
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Научно-исследовательская работа» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2219
Э2 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1888
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курсовая работа по всеобщей истории представляет собой предусмотренное учебным планом и программой подготовки по направлению история самостоятельное научное исследование актуальной в научном и политическом отношении проблемы. Тематика курсовых работ соответствует содержанию фундаментальных и специальных дисциплин и отражает требования ФГОС к формируемым в процессе научно-исследовательской работы студента компетенциям.
Кафедра всеобщей истории междунардных отношений в начале учебного года представляет примерный список тем, из которых студент выбирает свою тему, руководствуясь собственными интересами и рекомендациями научного руководителя. Исследование по выбранной теме осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры научного руководителя) на протяжении всего учебного года и завершается оформлением его результатов в виде цельного текста, оформленного в соответствии с установленными требованиям ГОСТ. Промежуточные научные результаты студент представляет в виде сообщений на занятиях спецсеминара.
Исследование по теме курсовой работы осуществляется последовательно, проходя следующие этапы: (1) выбор темы, (2)формирование информационной базы, подбор источников и специальной научной литературы, (3) разработка плана/структуры основной части работы с проектами названий глав и их разделов, (4) систематизация и критический анализ материала источников и исследований, (5) написание текста основной части, Введения и Заключения, (6) окончательное оформление текста и научного аппарата (сносок, списка источников и литературы), (7) представление курсовой работы научному руководителю.
Структура курсовой работы имеет универсальный для научного исследования любого уровня характер и включает введение, основную часть (главы и разделы), заключение, список использованных источников и литературы, приложения и иллюстрации (при необходимости). Во Введении предусматриваются следующие обязательные структурные элементы: (1) постановка проблемы и обоснование ее актуальности, (2) объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, (3) систематизированный обзор источников и научно литературы по теме, промежуточный вывод о степени изученности проблемы, (4) краткая характеристика структуры – глав и разделов. При распределение материала между главами рекомендуется избегать диспропорций и исходить из принципа соответствия структуры основной части поставленным задачам. Цель и задачи исследования должны быть реализованы в основном изложении и сформулированы в виде обобщений и выводов в Заключении.
Важнейшим направлением работы является поиск, подбор и критический анализ источников по избранной теме с учетом ее специфики и степени доступности самих источников. При формировании информационной базы работы обязательно проконсультироваться с научным руководителем. При этом следует использовать сложившиеся универсальные принципы систематизации источников (по основным группам) и источниковедческого анализа с учетом специфики конкретной научной проблемы. Самостоятельный поиск и обработка первоисточников и научной литературы является обязательным профессиональным навыком, формирование которого предусмотрено требованиями ФГОС, и важнейшим критерием оценки научно-исследовательской работы студента.
Важным критерием оценки курсовой работы также является его соответствие стилистическим требованиям к научному тексту: работа должна быть написана академическим языком, научные термины должны корректно использоваться и соответствовать теме по смыслу, при цитировании обязательны кавычки, при непрямом цитировании других авторов или первоисточников обязательны ссылки. Плагиат недопустим. При редактировании текста необходимо ориентироваться на замечания и рекомендации научного руководителя. Требования к объему курсовой работы определяются кафедрой всеобщей истории и международных отношений и уровнем исследовательской работы – в зависимости от года и формы обучения (от 1 до 3 для бакалавров).