МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Негосударственные участники мировой политики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество (экономические, политико-правовые и культурные аспекты)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Негосударственные участники мировой политики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №785)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Чернышов Юрий Георгиевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Чернышов Юрий Георгиевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В процессе изучения магистранты должны самостоятельно освоить, системно и и с помощью прикладных методов международного анализа исследовать роль, место и функции основных негосударственных акторов (участников) современной мировой политики. В результате изучения курса должны усовершенствовать теоретико-методолгические и прикладные навыки и соответствующие профессиональные компетенции в сфеое международных отношений и мировой политики, а также навыки прикладного анализа с творческим переносом их на сходные предметы исследования и экспертизы международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 владением политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров
ПК-26 способностью ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, пониманием механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики
ПК-31 владением основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы современных научно-теоретических концепций, исследующих место, роль и функции негосударственных акторов мировой политики
- методологию системного анализа и ориентации в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, системы взаимовлияния мировой экономики и мировой политики с точки зрения роли и форм участия негосударственных акторов с конструктивными целями ( неправительственных организаций, ТНК и др.)
- основы современной политически корректной корпоративной культуры международного общения с точки зрения анализа перспектив и возможностей взаимодействия формального и неформального, включая сетевой, уровня
- принципы и методику прикладного анализа в адаптированном к конкретным ситуациям участи негосударственных акторов в конкретных международных ситуациях
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и классифицировать по группам основных негосударственных участников международных отношений и анализировать их функции в сравнении с государствами и межправительственными организациями
- выявлять специфику мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах в случаях участия в них государственных и негосударственных акторов
- давать экспертную оценку переговорных ситуаций и рекомендации по достижению компромиссов во взаимодействии негосударственных акторов с другими участниками международных отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- системного и прикладного анализа разнообразных негосударственных участников мировой политики и на этой основе объяснять тенденцию усиления роли негосударственных акторов в современных условиях
- навыки разработки экспертных рекомендаций с учетом норм политически корректной корпоративной культуры международного общения, методик ведения переговоров для достижения компромиссов в случаях взаимодействия с участием негосударственных акторов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные подходы к классификации негосударственных акторов
1.1. Современные подходы к классификации негосударственных акторов Практические 3 2 ОК-8, ПК-26, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Транснациональные корпорации
2.1. Транснациональные корпорации Практические 3 2 ОК-8, ПК-26, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Внутренние регионы и правовое регулирование межрегионального сотрудничества
3.1. Внутренние регионы и правовое регулирование межрегионального сотрудничества Практические 3 2 ОК-8, ПК-26, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Международные неправительственные организации
4.1. Международные неправительственные организации Практические 3 2 ОК-8, ПК-26, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Соотношение межправительственный организаций и негосударственных акторов в мировой политике
5.1. Соотношение межправительственный организаций и негосударственных акторов в мировой политике Практические 3 2 ОК-8, ПК-26, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Деструктивная деятельность НГА и глобальная безопасность
6.1. Деструктивная деятельность НГА и глобальная безопасность Практические 3 2 ОК-8, ПК-26, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 96 ОК-8, ПК-26, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений Мировая политика: метод. указания, материалы и программа курса для студентов по направлению подготовки 03.1900.62 <Международные отношения (бакалавр)> Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
Э3 Официальный сайт ООН www.un.org
Э4 Учебная дисциплина «Негосударственные участники мировой политики» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Необходимо обратить внимание на характер курса - аналитический практимум, поскольку в нем не предусмотрены лекционные , а только практические занятия, подготовка к которым предусматривает значительный объем самостоятельной работы по поиску и самостоятельноу осмыслению информацииЮ а также наличие навыков выработки экспертных рекомендаций. Выступая в роли эксперта, участники практических зантий должны использовать и совершенствовать навыки прикладного анализа конкретных и реальных международных ситуаций с участием неправительственных организаций и негосударственных акторов.
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.
Учебная дисциплина «Негосударственные участники мировой политики» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2333