МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новая и новейшая история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2019
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 279
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 23 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36 36 36 108 108
Практические 36 36 36 36 36 36 108 108
Сам. работа 45 45 189 189 45 45 279 279
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 144 144 288 288 144 144 576 576

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна;к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Новая и новейшая история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) изучение основных этапов исторического развития западной цивилизации в эпоху модерна (нового и новейшего времени)на основе комплексного исследования социально-экономических. политических, духовно-ценностных и культурных аспектов истории западного общества.
2) дальнейшее формирование навыков по сбору, сравнительному анализу и обобщению фактического материала из всех видов источников, соответствующих конкретным периодам и с учетом страноведческих особенностей.
3) развитие способностей к исследованию страноведческой специфики и выявлению на этой основе исторического своеобразия стран Запада и их роли во всемирном историческом процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основной фактический материал в систематизированном виде для характеристики универсальных закономерностей развития западной цивилизации в новое и новейшее время, специфику отдельных периодов и особенности развития отдельных стран и народов в рамках западной цивилизации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- интерпретировать базовый исторический материал по истории западного общества и его отдельных аспектов на основе методов научного исторического познания, с использованием современных концепций исторической науки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками научного исторического анализа всех процессов (социально-экономических, политических, духовно-ценностных, культурных) в рамках всемирно-исторического процесса и межцивилизационного взаимодействия в новое и новейшее время.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История стран Европы и Америки в XVI-середине XIX вв.
1.1. Европа к началу Нового времени. Реформация в Европе. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Англия в XVI-первой половине XVII в. Английская революция. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. США а колониальный период истории. Война за независимость. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Франция в XVI-XVIII вв. Великая французская революция. Лекции 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Англия в XVIII в. Промышленная революция. Лекции 5 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Германия в XVI-XVIII вв. Лекции 5 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Германия в XIX в. Революция 1848-49 гг. Процесс объединения Германии. Лекции 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. США в XIX в. Гражданская война в США. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Европа и Америка к середине XIX в. Завершение процесса формирования национальных государств. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Англия в XVII в. Английская революция. Практические 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Становление Американского государства. Практические 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Французская революция. Практические 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Коллоквиум "Историография Французской революции" Практические 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Чартистское движение в Англии. Практические 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны. Практические 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Объединение Германии. Практические 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Национальное движение в Европе в XIX в. Практические 5 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Подготовка к практическому занятию "Англия в XVII в. Английская революция" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Подготовка к практическому занятию "Становление Американского государства" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Подготовка к практическому занятию "Французская революция" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Подготовка к коллоквиуму "Историография Французской революции" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Подготовка к практическому занятию "Чартистское движение в Англии" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Подготовка к практическому занятию "Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Подготовка к практическому занятию "Объединение Германии" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Подготовка к практическому занятию "Национальное движение в Европе в XIX в." Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Подготовка к экзамену Сам. работа 5 21 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Экзамен 5 27 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. История стран Европы и Америки 1870-1918 гг. (Новая история. Второй период)
2.1. Лекция-дискуссия Основные тенденции модернизации стран Запада на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Великобритания в последней трети Х1Х-начале ХХ вв. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Германия на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Германское рабочее и социал-демократическое движение в общественно-политической жизни страны Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Соединенные Штаты на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Антимонополитическио движение и антитрестовское регулирование в США в начале ХХ в. Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Франция 1870-1914 гг. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Италия после объединения Лекции 6 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Австро-Венгрия на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Основные тенденции развития стран Латинской Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Международные отношения в начале ХХ в. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Круглый стол "Проблема происхождения Первой мировой войны" Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Первая мировая война Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Коллоквиум " Страны Балканского региона, 1870-1914 гг." Практические 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Мини-конференция "Проблемы мира и войны в общественно-политической мысли Запада" Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.16. Итоговое тестирование Практические 6 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.17. Круглый стол "Капитализм, демократия и модернизация: исторический опыт Запада" Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.18. Подготовка к семинарским занятим Сам. работа 6 48 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.19. Подготовка к круглому столу Сам. работа 6 24 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.20. Подготовка к коллоквиуму Сам. работа 6 24 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.21. Поготовка к мини-конференции Сам. работа 6 24 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.22. Поготовка к тестированию Сам. работа 6 69 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.23. Экзамен Экзамен 6 27 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Новейшая история
3.1. Мировая революция. Страны Европы и США в 1918-1929 гг. Лекции 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.2. Великая депрессия. Страны Европы и США в 1929-1939 гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.3. Вторая мировая война. Страны Европы и США в конце 1930-х – начале 1950-х гг. Лекции 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.4. «Смешанная экономика». Страны Западной Европы и США в 1950-е – начале 1960-х гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.5. Социальное государство. Страны Западной Европы и США в 1960-е гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.6. Запад в "десятилетие кризисов". Страны Западной Европы и США в конце 1960-х – 1970-е гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.7. "Неоконсервативная революция". Страны Западной Европы и США в конце 1970-х – начале 1990-х гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.8. Международные отношения в 1945–1991 гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.9. От Веймарской республики к «третьему рейху»: Германия в 1918–1945 гг. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.10. Между диктатурой и демократией: Страны Европы и США в 1918–1945 гг. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.11. Две Германии в 1945–1990 гг. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.12. Власть и гражданское общество в Западной Европе после 1945 г. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.13. «Восточноевропейский социализм»: системные характеристики, кризисы и попытки обновления в конце 1940-х — 1980-е гг. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.14. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке во второй половине ХХ в. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.15. Подготовка к семинарским занятим Сам. работа 7 45 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.16. Экзамен 7 27 ОК-2 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
Часть 1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2810
Часть 2 https://portal.edu.asu.ru/ course/view.php?id=4667
Часть 3 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1497

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-2:
способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. На какие два типа подразделяется абсолютизм?
А. абсолютизм и неоабсолютизм
Б. просвещенный и военно-полицейский
В. авторитарный и демократический
Ответ: Б

2. Фридрих II Великий (Пруссия), Мария-Терезия и Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция) и Екатерина II (Россия) известны тем, что проводили эту политику…
А. просвещенного абсолютизма
Б. абсолютной монархии
В. неоабсолютизма
Ответ: А

3. Какое событие началось 14 июля 1789 года?
А. Революция в Нидерландах
Б. Революция в Англии
В. Революция во Франции
Ответ: В

4. Национальная чартистская ассоциация Великобритании – это…
А. политическая партия
Б. тайное общество
В. общественная организация
Ответ: В

5. Какие национальные государства появились в XIX веке в результате объединения отдельных территории в единое централизованное государство?
А. Франция и Великобритания
Б. Германия и Италия
В. Испания и Португалия
Ответ: Б

6. Какие процессы в истории стран Запада в последней трети XIX – начале XX вв. составляли экономическую модернизацию?
А. Демократизация
Б. Индустриализация
В. Появление крупных корпораций
Г. Формирование среднего класса
Ответ Б, В

7. В каких странах Запада к концу XIX в. сформировалась экономика индустриального типа?
А. Франция
Б. Великобритания
В. Россия
Г. США
Д. Германия
Ответ Б, Г, Д

8. Какие массовые политические идеологии сформировались в середине XIX в.?
А. Клерикализм
Б. Либерализм
В. Популизм
Г. Консерватизм
Д. Социализм
Ответ Б, Г, Д

9. В каких странах во второй половине XIX в. завершился процесс объединения?
А. Италия
Б. Испания
В. Греция
Г. Германия
Д. Австро-Венгрия
Ответ А, Г

10. В каких странах во второй половине XIX в. сложилась двухпартийная система?
А. Италия
Б. Франция
В. США
Г. Испания
Д. Великобритания
Ответ В, Д

11. Какое направление политических реформ в Великобритании было основным во второй половине XIX – начале XX вв.?
А. Установление республиканского строя
Б. Ликвидация Палаты лордов
В. Расширение избирательного права
Г. Гомруль
Ответ В

12. В каких странах Запада были проведены либеральные реформы в начале ХХ в.?
А. Испания
Б. Великобритания
В. Германия
Г. США
Д. Франция
Ответ: Б, Г, Д

13. Какие страны вошли в состав Антанты в начале ХХ в.?
А. Франция
Б. Великобритания
В. Бельгия
Г. Россия
Д. США
Ответ: А, Б, Г

14. Какие факторы включает геополитическая версия происхождения Первой мировой войны?
А. Англо-германский антагонизм
Б. Создание Тройственного союза
В. Колониальные противоречия между Россией и Великобританией
Г. Системный кризис международных отношений
Д. Испано-американская война
Ответ: А, Г

15. Какие балканские страны участвовали в Первой мировой войне на стороне Антанты?
А. Греция
Б. Болгария
В. Сербия
Г. Черногория
Д. Албания
Ответ: А, В

16. США участвовали в войне во Вьетнаме в период:
А. 1965–1973 гг.
Б. 1954–1973 гг.
В. 1968–1975 гг.
Г. 1961–1981 гг.
Ответ: А

17. Какие черты характеризовали голлизм как идеологию и практику во Франции?
А. национализм
Б. этатизм
В. государство-покровитель
Г. религиозность
Д. шовинизм
Е. антисоветизм
Ж. антиамериканизм
З. европеизм
Ответ: А, Б, В, Ж, З

18. Кто из перечисленных лиц был деятелем Коммунистического Интернационала?
А. Э. Эррио
Б. Э. Тельман
В. Дж. Джойс
Г. П. Тольятти
Д. Шоу
Е. М. Торез
Ответ: Б, Г, Е

19. Какие три меры из перечисленных ниже были проведены правительством Муссолини в 1924–1926 гг.?
А. распущены все политические партии, кроме фашистской
Б. государственный аппарат слит с фашистский партией
В. создан Трудовой суд для рассмотрения конфликтов между рабочими и предпринимателями
Г. ликвидирована монархия
Д. ограничена деятельность католической церкви
Ответ: А, Б, В

20. Елизавета II стала британской королевой, когда премьером-министром был Клемент Эттли?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Основой формирования в истории стран Европы какой системы международных отношений стали Оснабрюкский и Мюнстерский договоры?
Ответ: Вестфальская

2. Кто является автором Декларации Независимости США?
Ответ: Томас Джефферсон

3. Кого в период Великой Французской революции называли «Друг Народа»?
Ответ: Жан-Поль Марат

3. Созданием какой системы международных отношений завершились Наполеоновские войны?
Ответ: Венская

4. Что означает выражение «железом и кровью»?
Ответ: Крылатое выражение из речи немецкого политика и министра-президента Пруссии Отто фон Бисмарка от 30 сентября 1862 года в бюджетной комиссии палаты депутатов во время конституционного конфликта. Суть выражения заключалось в применении решительных действий в политике объединения германских государств в единое централизованное государство под эгидой Пруссии за счет ведения войн.

5. Какие основные принципы включала в себя программа объединения Германии О. фон Бисмарка?
Ответ: Бисмарк исходил из малогерманского варианта объединения, без участия Австрии, опирался на гегемонию Пруссии. При этом рассматривал войну как эффективное и допустимое средство собирания вокруг Пруссии территорий германских государств и княжеств и опирался на принципы политического реализма во внешней политике.

6. Какие факторы способствовали быстрому индустриальному прогрессу американской экономики после Гражданской войны в США?
Ответ: Причины быстрого индустриального прогресса носили комплексный социально-экономический, политический и социокультурный характер. Основными были: сохранение федерального единства, ликвидация системы плантационного рабства при отсутствии других укладов (позднефеодального, как в Европе), ресурсное богатство страны, использование новейших достижений технического прогресса, емкий внутренний рынок, особая модель развития рыночных отношений в аграрном секторе, массовая иммиграция, индивидуализм как исторический архетип американской цивилизации.

7. В каких сферах Великобритания сохранила превосходство, а в каких утратила к концу XIX в.?
Ответ: К концу XIX в. Великобритания утратила мировое промышленное первенство, по сохранила морскую, колониальную, финансовую торговую гегемонию.

8. В чем состояли различия между политической программой «классического либерализма» и неолиберальной программой начала ХХ в. Либеральной партии Великобритании?
Ответ: «Классические» либералы в XIX в. полагали, что средство достижения социального прогресса – политические реформы, в том числе, расширение представительных основ парламентаризма и рост численности электората. Государство – «ночной сторож» - не должно вмешиваться напрямую в отношения между предпринимателями и рабочими. Неолибералы в начале ХХ в. признали социальную ответственность государства и необходимость политики социального обеспечения трудящихся.

9. В чем заключались особенности президентских выборов 1912 г. в США?
Ответ: Накануне выборов произошел раскол Республиканской партии, консервативная ее часть поддержала действующего президента У. Тафта, прогрессисты в рядах республиканцев поддержали Т. Рузвельта. Демократическая партия выдвинула кандидатуру прогрессиста В. Вильсона, который одержал победу на выборах.

10. Как изменился характер внешней политики Германии в 1890-е гг.?
Ответ: После отставки Бисмарка в 1890 г. произошел поворот внешней политики Германии от преимущественно континентальной к мировой. Средством достижения мирового статуса германские руководители считали строительство ВМФ, чтобы оспорить морское и колониальное превосходство Британской империи.

11. Какой период в истории Третьей республики во Франции называют «республикой без республиканцев» и почему?
Ответ: Период после окончания Франко-прусской войны с 1871 г. по 1875 г. называют «республикой без республиканцев», потому что республика была провозглашена в сентябре 1870 г. во время войны, и после поражения Франции у власти (в парламенте, правительстве, на посту президента) находились в большинстве монархисты, сторонники реставрации монархии, а конституция отсутствовала. Укрепление республиканского строя началось с принятием в 1875 г. конституции и постепенным укреплением позиций республиканских течений в органах исполнительной и законодательной власти.

12. Когда и на каких принципах сформировалась Антанта?
Ответ: В основу Антанты были положены соглашения 1904 г. между Великобританией и Францией и 1907 г. между Великобританией и Россией о разделе сфер влияния в колониальной сфере.
Какой регион и почему называли «пороховым погребом» Европы?
Ответ: Балканы в начале ХХ в. называли «пороховым погребом» Европы из-за сочетания неразрешимых геополитических противоречий между недавно возникшими балканскими государствами и вовлеченность великих держав в региональные конфликты.

13. Какие особенности конфликта 1914–1918 гг. объясняют мировой характер войны?
Ответ: Первая мировая война отличается от предыдущих конфликтов масштабами военных событий, числом участников, вовлеченностью в конфликт всех великих держав и их глобальными целями, мобилизацией экономики и общества всех воюющих стран, последствиями для глобальной системы международных отношений.

14. Кто из государственных деятелей 1930-х гг. сказал: «Настоящая личная свобода невозможна без экономической безопасности и независимости. Голодные безработные люди — это кадры для диктатуры»?
Ответ: Ф. Д. Рузвельт

15. Что такое европейская экономическая интеграция?
Ответ: Процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий.

16. Кто возглавил первое лейбористское правительство Великобритании?
Ответ: Р. Макдональд

17. Определите понятие «смешанная экономика».
Ответ: Это экономическая система, сочетающее рыночное хозяйство и экономическое планирование, государственную и частную собственность, свободное предпринимательство и экономическое вмешательство государства.

18. В 1990 г. кубинский руководитель Ф. Кастро провозгласил лозунг «Социализм или смерть!». Как звучал его похожий, но более ранний лозунг?
Ответ: Свобода или смерть!

19. Что означает выражение «третий рейх»?
Ответ: Это было неофициальное название Германского государства с 24 марта 1933 года по 23 мая 1945 года. В литературе и историографии «третий рейх» широко известен также как нацистская Германия и фашистская Германия. Германия в этот период представляла собой тоталитарное государство с однопартийной системой и доминирующей идеологией национал-социализма. «Третий рейх» связан с властью Национал-социалистической немецкой рабочей партии под руководством Адольфа Гитлера.

20. В чем состоит смысл событий «мая-68» во Франции?
Ответ: События 1968 г. во Франции были серией массовых протестов, студенческих волнений и забастовок, которые произошли в мае и июне 1968 г. Эти события имели глубокий социальный, политический и культурный смысл. 1) Студенты и рабочие выступали против авторитаризма, тоталитаризма и репрессивных систем, которые они видели в правительстве, полиции и образовательной системе. Они требовали большей свободы, участия в принятии решений и равенства. 2) Протестующие выражали недовольство по поводу социального неравенства, низких заработных плат, условий труда и отсутствия социальных гарантий. Они требовали улучшения условий труда, повышения заработной платы и расширения социальных прав. 3) События «мая-68» также были связаны с культурной революцией и требованием большей свободы выражения. Протестующие выступали против консервативных норм и ценностей, требуя более либерального и толерантного общества. 4) «Май-68» имел значительные политические последствия. Протесты способствовали уходу Шарля де Голля с поста президента и вызвали изменения в правительстве и политической системе Франции.
В целом, события «мая-68» считаются важным моментом в истории Франции, когда в повестку дня были поставлены вопросы социальной справедливости, свободы и участия граждан в управлении государством.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация для части 1 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест части 1 размещен в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/index.php?id=2810 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.

Промежуточная аттестация для части 2 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест части 2 размещен в разделе «???» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/index.php?id=2810 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 20.

Промежуточная аттестация для части 3 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест части 3 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=115208 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новая и новейшая история: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулишер И.М. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Т. ТОМ 2. НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 History Channel www.historychannel.com.
Э2 The History Net www.thehistorynet.com.
Э3 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э4 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история. Часть 3 (1918-1991 гг.)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э5 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс новейшей истории стран Европы и Америки является одним из базовых в общенаучном цикле дисциплин учебного плана по направлению «история». Он охватывает не только историю отдельных стран региона, но раскрывает целостную картину исторического процесса в его единстве и противоречиях от окончания Первой мировой войны до настоящего времени. Целью изучения курса является формирование целостной картины исторического процесса в рамках западной цивилизации и межцивилизационных связей глобального уровня, включая национальные особенности и вклад отдельных стран в общеисторическое развитие.
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.