Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Профиль | Актуальные проблемы международных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Курс является составной частью комплекса учебных дисциплин, дающих представление о теории и истории международных отношений. Цель курса – показать роль и значение конфликтов в современных международных отношениях, поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию. В связи с этим основными задачами курса являются: – определить содержание основных понятий конфликтологии в применении к международным отношениям; – выявить типологию и виды классификации международных конфликтов; – рассмотреть пути и механизмы урегулирования международных конфликтов; – показать роль и степень вовлеченности международных организаций и внерегиональных держав в урегулирование конфликтов; – проследить причины возникновения, эволюцию и перспективы урегулирования крупных региональных конфликтов в Азии и Африке; – показать роль этнических, религиозно-культурных, исторических, политико-экономических и др. факторов в возникновении конфликтов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-8 | Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
ОПК-6 | Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - базовые политологические определения и концепции; - основные подходы к определению национальных интересов и проблем обеспечения безопасности РФ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - самостоятельно анализировать современные политические реалии; - критически оценивать разнородные источники информации; - предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования аналитических методов сравнительной политологии; - проводить сравнение внешнеполитических процессов современной России с аналогичными процессами в других государствах и соотносить их с опытом других стран и регионов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие и структура международной безопасности | ||||||
1.1. | Понятие и структура международной безопасности | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Военная безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях | ||||||
2.1. | Военная безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Развитие военных технологий и военная безопасность в современных условиях | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Актуальные проблемы нераспространения ОМУ | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях | ||||||
3.1. | Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Энергетическая безопасность в условиях современного миропорядка | ||||||
4.1. | Энергетическая безопасность в условиях современного миропорядка | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Опыт ведущих стран мира в обеспечении энергетической безопасности | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Продовольственная безопасность в условиях современного миропорядка | ||||||
5.1. | Продовольственная безопасность в условиях современного миропорядка | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Усилия мирового сообщества по обеспечению продовольственной безопасности | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Экологическая безопасность в современных условиях | ||||||
6.1. | Экологическая безопасность в современных условиях | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
6.2. | Экологические аспекты современных международных отношений | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 7. Информационная безопасность в современных условиях | ||||||
7.1. | Информационная безопасность в современных условиях | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
7.2. | Информационные и кибервойны в начале XXI в. | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 8. Гуманитарные аспекты безопасности | ||||||
8.1. | Гуманитарные аспекты безопасности | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
8.2. | Культурная идентичность в условиях глобализации мира | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
8.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 108 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Т1. Понятие национальной безопасности в отечественных и зарубежных исследованиях. 2. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.: характеристика основных вызовов. 3. Стратегия национальной безопасности США 2010 г.: характеристика основных угроз. 4. Экологическая безопасность в начале XXI в. и способы ее обеспечения. 5. Проблема обеспечения информационной безопасности как вызов XXI в. 6. Кибервойны в межгосударственных отношениях: задачи, тактика, эффективность. 7. Экономическая безопасность России: внутренние и внешние угрозы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кардашова И.Б. | ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Бартош А.А. | ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бутырская И.Г., Кефели И.Ф. - под ред. | ТЕОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ ПО МЕЖДУНАРОДНИМ ОТНОШЕНИЯМ | www.obraforum.ru | ||
Э2 | РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНИМ ДЕЛАМ | www.russiancouncil.ru | ||
Э3 | ЖУРНАЛ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ" | interaffairs.ru | ||
Э4 | FOREIGN AFFAIRS | www.foreignaffairs.com | ||
Э5 | CHATHAM HOUSE | www.chathamhouse.org | ||
Э6 | Учебная дисциплина "Основы международной безопасности" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |