МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы системного и прикладного анализа международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Основы системного и прикладного анализа международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с методологией системного подхода и его применения в прикладных аналитико-прогностических исследованиях, а также обучение их навыкам его практического применения при моделировании политических явлений и процессов. Для достижения поставленных целей предполаегтся решение следующих задач: освоить и отработать известный в международно-политической науке инструментарий анализа международных ситуаций; повысить креативность практической работы и сформировать способности самсостоятельно судить о происходящем и находить нестандарстные подходы к международной ситуации, вырабатывать потенциал вынесения оригинальных оценок.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические смысловые нагрузки проблем и процессов
ОПК-4 способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности
ПК-14 способность ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики
ПК-19 способность владеть базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций
ПК-22 способность понимать основные тенденции развития ключевых интеграционных процессов современности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.парадигмальную эволюцию научного знания. специфические особенности общенаучных теоретических подходов, основные понятия и принципы системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор адекватных информационно-аналитических методик при проведении аналитико-прогностического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.фильтрации и группировки информации, ее верификации при проведении прикладного международного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Системный подход и международно-политическая реальность
1.1. Системный подход и международно-политическая реальность Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Политический анализ в международной сфере как исследовательская практика
2.1. Политический анализ в международной сфере как исследовательская практика Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Специфика и назначение прикладной аналитики в международной сфере
3.1. Специфика и назначение прикладной аналитики в международной сфере Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Основные виды работы с источниками международной и внешнеполитической информации Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Аналитические формы и их особенности в сфере исследования внешней политики Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Модель внешнеполитической программы и параметры внешнеполитического курса государства
4.1. Модель внешнеполитической программы и параметры внешнеполитического курса государства Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Системная интерпретация государства как актора мировой политики Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Аналитические формы в сфере исследования внешней политики и международных ситуаций
5.1. Аналитические формы в сфере исследования внешней политики и международных ситуаций Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Целевое структурирование внешщнеполитического анализа и особенности оперативной аналитической работы Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Ситуационный анализ как вид экспертизы
6.1. Ситуационный анализ как вид экспертизы Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Логико-интуитивный метод и моделирование в исследованиях международных ситуаций Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Разработка прогностических сценариев по основным направлениям и механизмам международного сотудничества Сам. работа 6 36 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Системный и прикладной анализ форм международного сотрудничества
7.1. Системный и прикладной анализ форм международного сотрудничества Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Подготовка презентации аналитической модели варианта игры с ненулевой суммой применительно к международному сотрудничеству Сам. работа 6 39 ОПК-1, ОПК-4, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Модель внешнеполитической программы государства (на примере РФ и других акторов).
2. Параметры внешнеполитического курса государства.
3. Матрица анализа концепции внешней политики государства.
5.Методологический даулизм в исследованиях международных отношений.
6. Прогнозирование в сфере международного сотрудничества.
7. Формальные и неформальные коалиции в мировой политике.
8. Сравнительный анализ внешнеполитических идеологий.
9. "Социальная инженерия" в мировой политике.
10. Фоновые факторы международного сотрудничества.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баженов А.М. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Основы системного и прикладного анализа международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс предполагает в качестве стартовой основы комплексное освоение теоретических знаний по международной проблематике. Главная идея в процессе освоения дисциплины состоит в том, чтобы на конкретном материале мировой политики сформироватть навыки прикладного анализа конкретных международных ситуаций и проблем. В рамках этого направления освоения материала курса необходимо последовательно осуществить следующие действия: 1) выявить из информационного потока сведения о конкретной международной ситуации или проблеме; 2) структурировать собранный фактический материал, постоянно пополняя его текущими сведениями и развитии ситуации или процесса; 3) сформулировать методологическую и методическую основы анализа; 4) сформировать релевантный проблеме алгоритм анализа; %) выбрать наиболее эффективную форму: круглый стол, мозговой штупрм, деловая игра или другие форматы; 5) сформировать временный коллектив с распределением обязанностей; представить результаты освоения темы в соотвествующей форме. Значительная часть усилий на этапе предварительной подготовки должна быть направлена на самостоятельную работу. В соответсвии с модульно-рейтинговым планом дисциплины каждый этап работы оценивается самостоятельно и индивидуально для каждого студента с учетом коэффициента групповой эффектиыности. Необходимым предварительным навыком должно бытть умение работать со специальной информацией в области мировой политики и современных международных отношений.