Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 112 | 112 | 112 | 112 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Ознакомить с основными концепциями гражданского общества, показать основные исторические этапы становления институтов гражданского общества в современном мире, специфику правовых условий их функционирования в различных странах и на международном уровне (с использованием материалов на иностранных языках). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-6 | Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-8 | Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга |
ПК-3 | Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику правовых условий функционирования институтов гражданского общества в различных странах и на международном уровне (с использованием материалов на иностранных языках), гражданский смысл будущей профессиональной деятельности, использование информационных технологий, проблематику защиты прав человека, основы дипломатического этикета и документации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания в важнейших сферах учебной и профессиональной деятельности, применять на практике базовые принципы, логику, методы, основы техники научного исследования с использованием информационных технологий, проблематики защиты прав человека, основ дипломатического этикета и документации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми методами и приемами мыслительной деятельности; восприятия, анализа, обобщения информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.с использованием информационных технологий, проблематики защиты прав человека, основ дипломатического этикета и документации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные этапы становления институтов гражданского общества | ||||||
1.1. | Лекция-визуализация "Основные этапы становления институтов гражданского общества" | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Основные этапы становления институтов гражданского общества | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Специфика путей формирования институтов гражданского общества в России | ||||||
2.1. | Проблемная лекция "Специфика путей формирования институтов гражданского общества в России" | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Дискуссия по теме "Специфика путей формирования институтов гражданского общества в России" | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Характеристика роли основных институтов гражданского общества в современном мире | ||||||
3.1. | Проблемная лекция "Характеристика роли основных институтов гражданского общества в современном мире" | Лекции | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Дискуссия "Характеристика роли основных институтов гражданского общества в современном мире" | Практические | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Влияние глобализации и новых информационных технологий | ||||||
4.1. | Влияние глобализации и новых информационных технологий | Лекции | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Дискуссия по теме "Влияние глобализации и новых информационных технологий" | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Подготовка докладов по темам лекций | Сам. работа | 3 | 60 | Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 52 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мокшина В.К, Шубина С.И. | Политическая социология. Часть 1. Власть и гражданское общество: учебное пособие | ИД САФУ, 2014 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Содиков, Ш. Д. | Дипломатическая защита граждан и юридических лиц : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/2F6B694B-96B9-4C90-A43B-099CAEDD8829 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт проблем гражданского общества | inpgo.ru | ||
Э2 | Институт социологии РАН | isras.ru | ||
Э3 | Общественная палата РФ | www.oprf.ru | ||
Э4 | Центр "Стратегия" | www.strategy-spb.ru | ||
Э5 | The Transparency International Source Book | www.transparency.de | ||
Э6 | Center for Civil Society Studies | www.cbs.dk | ||
Э7 | NGO Branch, UN | https://esango.un.org/civil society/login.do | ||
Э8 | The Johns Hopkins Center for Civil Society Studies | ccss.jhu.edu | ||
Э9 | Гражданское общество в России. НЭБ | www.civisbook.ru | ||
Э10 | Burgerliche Gesellschaft: Probleme der Forschung | library.fes.de/jportal_jparticle_00011757 | ||
Э11 | Другие материалы к курсу на Moodle (на русском, английском и немецком языках) | portal.edu.asu.ru | ||
Э12 | Учебная дисциплина «Политико-правовые аспекты гражданского общества» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»(http://www.aero.garant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение проблем формирования гражданского общества (в частности, правовых аспектов этого процесса) весьма актуально для понимания самых разных аспектов истории и современности. Необходимо всесторонне изучать то, каковы механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства и т.д. Все это возможно сделать лишь в рамках междисциплинарных исследований, учитывающих данные таких наук, как история, политология, правоведение, социология и др. Освоение студентами этих данных имеет большое значение и для научной, и для мировоззренческой подготовки молодых специалистов. При освоении курса необходимо обратить внимание, что внутри каждого из разделов последовательно анализируются определения рассматриваемых явлений, их формирование, виды, свойства, функции. Широко используется фактический материал из истории и современности. Формы работы студентов – лекции, участие в дискуссиях, выполнение самостоятельных заданий, доклады и работа на практических занятиях, с учетом чего выставляется итоговая оценка. При оценке докладов учитывается в первую очередь следующее: 1) раскрыта ли основная тема доклада; 2) насколько широко автор изучил источники и литературу по теме; 3) насколько логично и аргументировано построен доклад; 4) насколько автор сумел заинтересовать аудиторию и донести до нее основные выводы; 5) насколько содержательно и аргументировано автор ответил на вопросы. Перечень итоговых вопросов и проблемных заданий прилагается. Помимо обязательной литературы в программе приводится обширный библиографический список, который может быть использован студентами при написании квалификационных работ по соответствующей тематике. В первую очередь можно рекомендовать работы А.Ю. Сунгурова, А.Г. Кучерены и Ю.А. Дмитриева. Однако эти работы иногда содержат спорные или устаревшие положения и не затрагивают значительную часть тем, рассматриваемых в курсе. Поэтому посещение всех лекций и практических занятий является очень важным условием успешного освоения курса. Рекомендуется также в полной мере использовать обширные материалы на русском, английском и немецком языках, представленные по данному учебному курсу в системе Moodle: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=557. По всем возникающим вопросам накануне выставления итоговой оценки необходимо обратиться к преподавателю. |