Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Отработка практических навыков ведения переговоров, что предполагает правильно находить и использовать в реальной переговорной ситуации структурные элементы переговорного процесса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-1 | Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран |
ПК-3 | Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о теоретических и практических аспектах ведения переговоров; базовые политологические определения и концепции; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные этапы и техники ведения перговоров; самостоятельно анализировать современные политические реалии; критически оценивать разнородные источники информации; предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему; ориентироваться в переговорной ситуации проводить подготовку к переговорам |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками адекватно использовать стратегии и тактические приемы при ведении переговоров; навыками выделять структурные элементы переговоров и анализировать переговорный процесс |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Характеристика переговорного процесса | ||||||
1.1. | Особенности международных переговоров как практической деятельности | Практические | 2 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Интересы и их восприятие на переговорах. Игровая ситуация. «Формирование стереотипов восприятия». | Практические | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Общение на переговорах. Невербальные средства общения. Ролевые игры: 1. «Представление друг друга». 2. «Смена ролей». | Практические | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Подготовка и ведение международных переговоров | ||||||
2.1. | Основные параметры подготовки к переговорам. Анализ конкретной ситуации. Подготовить переговоры по текущей проблеме мировой политике (выбирается преподавателем). Подготовка осуществляется в группах по 2-3 человека в качестве домашнего задания. На семинаре - сравнение и анализ подготовленных материалов. | Практические | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Стратегия ведения международных переговоров. Игровые ситуации. 1. «Цена на нефть». 2. «Эдельвейс». Разбор и анализ игровых ситуаций. | Практические | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Тактика ведения международных переговоров. Игровые ситуации. 1. Покупка/продажа машины 2. Аренда дома 4. Создание студентами игры и ее проведение Анализ игровых ситуаций. | Практические | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Особенности ведения различных видов международных переговоров | ||||||
3.1. | Многосторонние переговоры. Игровая ситуация. «Загрязнение Рейна». Анализ игровой ситуации. | Практические | 2 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Личностный и национальный стили ведения переговоров. Тест. «Ваш личностный стиль». Разбор теста. | Практические | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.3. | Посредничество и консультирование на переговорах. Игровые ситуации. 1. «Консультативная деятельность третьей стороны». 2. Имитационная игра по урегулированию одного из современных международных конфликтов с помощью посредника (домашнее задание). | Практические | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.4. | Виды самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы 2. Написание реферата 3. Подготовка к практическим занятиям (к проведению переговорных игр и анализу итогов) 4. Создание собственной игры в группах по 2-3 человека подготовка к итоговой игре | Сам. работа | 2 | 108 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Решетова И. С. | Теоретико-методологические основы деловых переговоров в сфере международных отношений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | СКФУ, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Михайлова К. Ю., Трухачев А. В. | Международные деловые переговоры: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Агрус, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мазалов В. В., Менчер А. Э., Токарева Ю. С. | Переговоры. Математическая теория: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2012 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Матвеева Л.В., Крюкова Д.М., Гараева М.Р. | ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебная дисциплина «Практикум Ведение переговоров» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Processes of International Negotiation | webarchive.iiasa.ac.at | ||
Э3 | Changing Minds | changingminds.org | ||
Э4 | Научный журнал International Negotiations | interneg.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В рамках Практикума "Ведение переговоров" магистранты отрабатывают практические навыки ведения переговоров, что предполагает правильно находить и использовать в реальной переговорной ситуации структурные элементы переговорного процесса. Формы работы делятся на традиционные (практические занятия) и интерактивные (дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач, ролевые игры). При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно: – ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса; – просмотреть материалы к теме, представленные на Образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=378; – руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки; – использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета; При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия. Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений. Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов. Методические рекомендации по подготовке и проведению ролевой игры Ролевая игра - совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. Организация деловой игры, как правило, включает несколько этапов: подготовка, проведение, анализ. Подготовка деловой игры. Этап 1-й, диагностика основных элементов деловой игры: 1) выбор темы и диагностика исходной ситуации; 2) определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педагогических); 3) определение структуры ДИ; 4) диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций; 5) диагностика объективных обстоятельств, влияющих на ход игры. Этап 2-й, подготовка сценария: 1) системный анализ исходной информации; 2) анализ существующих способов решения поставленных проблем; 3)выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее творческая переработка применительно к данной ДИ; 4) подготовка сценария. Проведение деловой игры. Этап 1-й, ознакомление обучающихся с исходной информацией: 1) изложение преподавателем исходной информации, совместное определение задач игры и учебных задач; 2) распределение ролей. Этап 2-й, подготовка слушателей к игре: 1) анализ исходной информации; 2) изучение специальной литературы; 3) подготовка к выполнению ролевых функций. Этап 3-й, проведение игры: 1) выполнение участниками ролевых функций; 2) управление процедурой; 3) анализ результатов игры обучающимися; 4) подведение итогов игры преподавателем. По итогам игры преподаватель совместно со слушателями оценивает активность и степень овладения материалом участников игры, делает выводы. |