МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы безопасности и конфликты в регионе специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Китай-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Проблемы безопасности и конфликты в регионе специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №784)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Проблемы безопасности и конфликты в регионе специализации» - показать роль и значение конфликтов в современных международных отношениях, поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию, выявить особенности конфликтных ситуаций в Центральной Азии с учетом культурно-исторических, политических, ментальных особенностей региона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 готовность к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям
ОК-6 готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов
ОПК-1 способность объяснять причины интеграционных и дезинтеграционных процессов в современном мире, давать комплексный анализ их истоков, внутренних противоречий, реальных и потенциальных последствий
ОПК-2 способность анализировать социальную, экономическую и политическую природу традиционных и нетрадиционных угроз национальной, региональной и глобальной безопасности
ОПК-3 способность объяснять причины возникновения и исторической динамики основных региональных конфликтов, предлагать научно обоснованные рекомендации по их деэслакации и урегулированию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание основных понятий конфликтологии в применении к международным отношениям
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять типологию и виды классификации международных конфликтов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения роли этнических, религиозно-культурных, исторических, политико-экономических и др. факторов в возникновении конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Понятие «безопасность». Объекты и субъекты безопасности. Культура безопасности. Понятие «международный конфликт». Динамика и структура конфликта. Пути и механизмы урегулирования конфликтов в международных отношениях. Лекции 2 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.2. Причины и факторы конфликтогенности в современных международных отношениях Практические 2 2 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.3. Пути и механизмы урегулирования международных конфликтов Практические 2 2 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.4. Подготовка к семинарским занятиям Сам. работа 2 8 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Региональные конфликты в современных международных отношениях
2.1. Типология региональных конфликтов. Причины возрастания конфликтогенности в современных международных отношениях. «Несостоявшиеся (слабые) государства» как источник конфликтов. Асимметричные конфликты. Роль религиозного фактора в современных конфликтах. Роль ООН и региональных международных организаций в урегулировании конфликтов. Лекции 2 6 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.2. Этноконфессиональные конфликты в современных международных отношениях Практические 2 2 ОК-4, ОК-6, ОПК-1, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.3. Современные формы миротворчества: опыт и проблемы Практические 2 2 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.4. Поготовка к семинарским занятиям Сам. работа 2 8 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 3. Афганский конфликт и его влияние на Цетральноазиатский регион
3.1. Своеобразие геополитического положения Афганистана и его роль в системе региональных международных отношений. Вмешательство великих и региональных держав и эскалация афганского конфликта. Влияние конфликта на ситуацию в регионе. Усиление исламской религиозности и родо-племенного традиционализма в условиях конфликта. Военная операция США в Афганистане 2001 года и международные миротворческие усилия в этой стране. Позиция цетральноазиатских государств в отношении афганского конфликта. Лекции 2 2 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.2. Афганский конфликт и проблемы безопасности Центральноазиатского региона Практические 2 2 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 4. Конфликтный потенциал Центральноазиатского региона
4.1. Конфликты и механизмы их урегулирования во взаимоотношениях центральноазиатскмих государств Лекции 2 4 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.2. Проблема границ и межэтнические конфликты в Центральноазиатском регионе Практические 2 2 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.3. Проблемы обеспечения национальной и региональной безопасности в Центральноазиатском регионе. Исламский радикализм и проблема безопасности в государствах Центральной Азии Практические 2 2 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.4. Ролевая игра на тему "Водная проблема во взаимоотношениях государств Центральноазиатского региона" Практические 2 4 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.5. Подготовка к презентации проектной работы Сам. работа 2 12 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.6. Подготовка к семинарским занятиям Сам. работа 2 12 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.7. Подготовка к ролевой игре Сам. работа 2 12 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.8. Подготовка к зачету Сам. работа 2 20 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Причины, значение и роль конфликтов в международных отношениях.
2. Технологии управления и разрешения международных кон-фликтов.
3. Роль религии в возникновении межэтнических и межгосударственных конфликтов.
4. Роль международных организаций в разрешении международных конфликтов.
5. Практика международных миротворческих операций.
6. Международное право и международные конфликты.
7. Концепция С. Хантингтона и практика международных отношений.
8. Конфликты на постсоветском пространстве и роль России в их урегулировании.
9. Роль международных террористических организаций в международных конфликтах в конце ХХ – начале XXI в.
10. Проблемы безопасности Центральноазиатского региона.
11. Проблема демаркации и делимитации границ в Центральноазиатском регионе.
12. "Водная проблема" во взаимоотношениях государств Центральной Азии.
13. Афганский конфликт и проблема безопасности Центральноазиатского региона.
14. США, Россия, Китай как факторы обеспечения безопасности Центральноазиатского региона.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Охременко И.В. КОНФЛИКТОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 АлтГУ Региональные конфликты и их урегулирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Нагайцев, Г. В. Оболянский Политическая конфликтология: монография Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Методология исследования конфликтов на постсоветском пространстве: Научные монографии Казанский университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соков И. А. Программа учебной дисциплины 'Проблема безопасности и конфликты в регионе': Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научно-образовательный форум по международным отношениям www.obraforum.ru
Э2 Heidelberg Institute for International Conflict Research hiik.de
Э3 Bonn International Center for Conversion www.bicc.de
Э4 Институт Ближнего Востока www.iimes.ru
Э5 Международные процессы www.intertrends.ru
Э6 Учебная дисциплина «Проблемы безопасности и конфликты в регионе специализации » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

Методические рекомендации по выполнению письменной работы
Письменная работа предполагает самостоятельную научно-исследовательскую работу обучающегося, где раскрывается суть исследуемой проблемы, изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание письменной работы должно быть логичным. Объем составляет 15 машинописных страниц.
При выполнении письменной работы рекомендуется составить план, библиографию. Прежде всего, стоит ориентироваться на литературу, рекомендованную рабочей программой дисциплины, затем можно расширить список источников, использовать реферативные и специальные журналы.
Структура и оформление письменной работы
1. Титульный лист.
2. План-оглавление.
3. Введение. Дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, ее актуальность и значимость, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.
4. Основная часть. Состоит из нескольких разделов. Каждый раздел основной части раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон и логически является продолжением предыдущего.
5. Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации.
6. Библиография. При разработке реферата используются не менее 8-10 различных источников.
Критерии оценки письменной работы
При оценке преподавателя интересует:
соответствие теме;
глубина проработки материала;
правильность и полнота использования источников;
оформление письменной работы.
По усмотрению преподавателя письменные работы могут быть заслушаны и обсуждены на практических занятиях, а также может быть использовано индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимся.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Условиями допуска к зачету являются обязательное посещение не менее 90% лекционных и не менее 90% практических занятий, а также выполнение теста. В случае невыполнения указанных требований к освоению дисциплины, студент получает от преподавателя индивидуальное задание в соответствии с программой.
На зачете требуется ответить на 2 вопроса (теоретический и практический), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.