МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Ардякова Маргарита Юрьевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В ходе изучения дисциплины "Профессиональная этика" студенты должны сформировать представление об особенностях профессиональной этики специалиста-международника, дипломата; овладеть нормативно-правовыми знаниями и практическими навыками делового общения во всех сферах международной и дипломатической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия
ОПК-3 способность решать практиченские задачи, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
ОПК-7 владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров
ОПК-9 спообность понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности
ОПК-11 способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые и этические основы делового общения во всех сферах международной и дипломатической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формировать нравственные ориентиры во всех ситуациях и форматах профессиональной коммуникации международника
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного формирования и персонального стиля профессионального общения на основе устойчивых этических принципов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, методы, основные категории профессиональной этики.
1.1. Предмет, методы, основные категории профессиональной этики. Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Прагматизм и этика в мировой политике Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды профессиональной этики. Этические основы международной деятельности.
2.1. Виды профессиональной этики. Этические основы международной деятельности. Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Профессиональная этика, дипломатическая этика и этикет: проблема соотношения. Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основные понятия профессиональной этики специалиста-международника.
3.1. Основные понятия профессиональной этики специалиста-международника. Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Нравственное измерение дипломатии
4.1. Нравственное измерение дипломатии Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Хартия дипломатической этики: возможности международного консенсуса Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Дипломат: грани профессии и личности
5.1. Дипломат: грани профессии и личности Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Круглый стол "Профессия международника и нравственный выбор" Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Международно-правовые и гуманитарные аспекты профессиональной этики.
6.1. Международно-правовые и гуманитарные аспекты профессиональной этики. Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
6.2. Виды дипломатической деятельности и особенности этических принципов Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
6.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 7 86 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова З. А., Кондратьева С. Б. Профессиональная этика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В. ; Под ред. Лавриненко В.Н. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке Алла Анатольевна Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие ФОРУМ, 2016 znanium.com
Л2.2 АлтГУ, Филол. фак., Каф. общ. и ист. языкознания Дипломатический этикет и его языковая реализация: учеб.-метод. материалы для направления подготовки магистров 032700.68 Филология (магистерская программа "Язык в поликультурном пространстве" (очная форма обучения) Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Наземцева Е. Н. На дипломатическом уровне: Научные монографии Алетейя, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.