Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | В ходе изучения дисциплины "Профессиональная этика" студенты должны сформировать представление об особенностях профессиональной этики специалиста-международника, дипломата; овладеть нормативно-правовыми знаниями и практическими навыками делового общения во всех сферах международной и дипломатической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-8 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия |
ОПК-3 | способность решать практиченские задачи, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность |
ОПК-7 | владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров |
ОПК-9 | спообность понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности |
ОПК-11 | способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правовые и этические основы делового общения во всех сферах международной и дипломатической деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно формировать нравственные ориентиры во всех ситуациях и форматах профессиональной коммуникации международника |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельного формирования и персонального стиля профессионального общения на основе устойчивых этических принципов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, методы, основные категории профессиональной этики. | ||||||
1.1. | Предмет, методы, основные категории профессиональной этики. | Лекции | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Прагматизм и этика в мировой политике | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Виды профессиональной этики. Этические основы международной деятельности. | ||||||
2.1. | Виды профессиональной этики. Этические основы международной деятельности. | Лекции | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Профессиональная этика, дипломатическая этика и этикет: проблема соотношения. | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Основные понятия профессиональной этики специалиста-международника. | ||||||
3.1. | Основные понятия профессиональной этики специалиста-международника. | Лекции | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Нравственное измерение дипломатии | ||||||
4.1. | Нравственное измерение дипломатии | Лекции | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Хартия дипломатической этики: возможности международного консенсуса | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Дипломат: грани профессии и личности | ||||||
5.1. | Дипломат: грани профессии и личности | Лекции | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Круглый стол "Профессия международника и нравственный выбор" | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Международно-правовые и гуманитарные аспекты профессиональной этики. | ||||||
6.1. | Международно-правовые и гуманитарные аспекты профессиональной этики. | Лекции | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Виды дипломатической деятельности и особенности этических принципов | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 7 | 86 | ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Александрова З. А., Кондратьева С. Б. | Профессиональная этика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МПГУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В. ; Под ред. Лавриненко В.Н. | ДЕЛОВАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Канке Алла Анатольевна | Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие | ФОРУМ, 2016 | znanium.com |
Л2.2 | АлтГУ, Филол. фак., Каф. общ. и ист. языкознания | Дипломатический этикет и его языковая реализация: учеб.-метод. материалы для направления подготовки магистров 032700.68 Филология (магистерская программа "Язык в поликультурном пространстве" (очная форма обучения) | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Наземцева Е. Н. | На дипломатическом уровне: Научные монографии | Алетейя, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |