МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Ардякова Маргарита Юрьевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В ходе изучения дисциплины "Профессиональная этика" студенты должны сформировать представление об особенностях профессиональной этики специалиста-международника, дипломата; овладеть нормативно-правовыми знаниями и практическими навыками делового общения во всех сферах международной и дипломатической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия
ОПК-3 способность решать практиченские задачи, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
ОПК-7 владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров
ОПК-9 спообность понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности
ОПК-11 способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые и этические основы делового общения во всех сферах международной и дипломатической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формировать нравственные ориентиры во всех ситуациях и форматах профессиональной коммуникации международника
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного формирования и персонального стиля профессионального общения на основе устойчивых этических принципов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, методы, основные категории профессиональной этики.
1.1. Предмет, методы, основные категории профессиональной этики. Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Прагматизм и этика в мировой политике Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды профессиональной этики. Этические основы международной деятельности.
2.1. Виды профессиональной этики. Этические основы международной деятельности. Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Профессиональная этика, дипломатическая этика и этикет: проблема соотношения. Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основные понятия профессиональной этики специалиста-международника.
3.1. Основные понятия профессиональной этики специалиста-международника. Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Нравственное измерение дипломатии
4.1. Нравственное измерение дипломатии Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Хартия дипломатической этики: возможности международного консенсуса Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Дипломат: грани профессии и личности
5.1. Дипломат: грани профессии и личности Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Круглый стол "Профессия международника и нравственный выбор" Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Международно-правовые и гуманитарные аспекты профессиональной этики.
6.1. Международно-правовые и гуманитарные аспекты профессиональной этики. Лекции 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
6.2. Виды дипломатической деятельности и особенности этических принципов Практические 7 2 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
6.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 7 86 ОК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ОПК-11 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова З. А., Кондратьева С. Б. Профессиональная этика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В. ; Под ред. Лавриненко В.Н. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке Алла Анатольевна Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие ФОРУМ, 2016 znanium.com
Л2.2 АлтГУ, Филол. фак., Каф. общ. и ист. языкознания Дипломатический этикет и его языковая реализация: учеб.-метод. материалы для направления подготовки магистров 032700.68 Филология (магистерская программа "Язык в поликультурном пространстве" (очная форма обучения) Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Наземцева Е. Н. На дипломатическом уровне: Научные монографии Алетейя, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.