МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональные аспекты международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Региональные аспекты международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам представление о современных экономических и политических процессах в отдельных регионах мира, сформировать у них понимание характерных тенденций развития международных отношений и роли регионов в современном миропорядке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-21 способность понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Российской Федерацией
ПК-23 владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы внешней политики и дипломатии ведущих стран регионов;
- специфику внутренней российской и зарубежной регионалистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно проводить анализ направлений внешней политики стран региона;
- определять трансграничные связи между российскими и зарубежными регионами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выявления общих и особенных черт внешней политики и дипломатии зарубежных стран;
- определения предела и возможностей трансграничных связей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Основные понятия курса. Регион и региональная подсистема: понятие и типология Лекции 6 2 ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Подготовка к лекции "Основные понятия курса. Регион и региональная подсистема: понятие и типология" Сам. работа 6 4 ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Регионализм и регионализация
2.1. Регион и региональная подсистема: понятие и типология Лекции 6 2 ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Подготовка к практическому занятию "Регион и региональная подсистема: понятие и типология" Сам. работа 6 6 ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Регион и региональная подсистема Практические 6 4 ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Анализ региональных подсистем
3.1. Принципы сравнительного анализа региональных подсистем Лекции 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Принципы сравнительного анализа региональных подсистем Практические 6 4 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Подготовка к лекции "Принципы сравнительного анализа региональных подсистем" Сам. работа 6 4 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Регион Большая Восточная Азия в современных международных отношениях
4.1. Регион Большая Восточная Азия в современных международных отношениях Лекции 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Подготовка к практическому занятию "Азиатско-Тихоокеанский регион как центр мировой политики" Сам. работа 6 6 ПК-21 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Азиатско-Тихоокеанский регион как центр мировой политики Практические 6 4 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Подготовка к практическому занятию "Экономическая характеристика региона. Региональные экономические организации" Сам. работа 6 6 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Экономическая характеристика региона. Региональные экономические организации Практические 6 4 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Большой Ближний Восток в современных международных отношениях
5.1. Подготовка к практическому занятию "Изменение геополитической ситуации в регионе" Сам. работа 6 2 ПК-21 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Изменение геополитической ситуации в регионе Практические 6 4 ПК-21 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Палестинская проблема на современном этапе Практические 6 4 ПК-21 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Подготовка к практическому занятию "Палестинская проблема на современном этапе" Сам. работа 6 2 ПК-21 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Европейский Союз в современных международных отношениях
6.1. Европейский Союз в современных международных отношениях Лекции 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Европейский Союз в современных международных отношениях Практические 6 4 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Подготовка к практическому занятию "Проблема будущего "евростроительства" и позиции Великобритании, Франции и ФРГ Сам. работа 6 3 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Проблема будущего «евростроительства» и позиции Великобритании, Франции и ФРГ Практические 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.5. Подготовка к практическому занятию "Перспективы вступления Турции в ЕС. Кипрский вопрос в международных отношениях" Сам. работа 6 3 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.6. Перспективы вступления Турции в ЕС. Кипрский вопрос в международных отношениях Практические 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Латиноамериканский регион в современных международных отношениях
7.1. Латиноамериканский регион в современных международных отношениях Лекции 6 6 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Подготовка к практическому занятию "Экономическая характеристика региона. Антиглобализм и антисистемная оппозиция как тенденции общественной жизни" Сам. работа 6 4 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Экономическая характеристика региона. Антиглобализм и антисистемная оппозиция как тенденции общественной жизни Практические 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Государства Африки в современных международных отношениях
8.1. Экономическое положение стран региона.Укрепление позиций США, Франции, Китая в регионе. Лекции 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Подготовка к практическому занятию "Экономическое положение стран региона. Укрепление позиций США, Франции, Китая в регионе" Сам. работа 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Экономическое положение стран региона.Укрепление позиций США, Франции, Китая в регионе. Практические 6 2 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.4. Подготовка к зачету по курсу Сам. работа 6 12 ПК-21, ПК-23 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Европейский Союз: франко-германское взаимодействие на современном этапе.
2. Современная внешняя политика Турции.
3. Япония в поисках нового внешнеполитического курса.
4. Международные отношения в Южной Азии.
5. Страны АСЕАН в международных отношениях.
6. Монголия как часть Большой Восточной Азии.
7. КНР в регионе Большая Восточная Азия.
8. Внешнеполитический курс ЮАР на современном этапе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Барыгина И. Н. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильин И.В., Леонова О.Г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Региональные аспекты международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.