Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам представление о современных экономических и политических процессах в отдельных регионах мира, сформировать у них понимание характерных тенденций развития международных отношений и роли регионов в современном миропорядке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-21 | способность понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Российской Федерацией |
ПК-23 | владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы внешней политики и дипломатии ведущих стран регионов; - специфику внутренней российской и зарубежной регионалистики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - самостоятельно проводить анализ направлений внешней политики стран региона; - определять трансграничные связи между российскими и зарубежными регионами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - выявления общих и особенных черт внешней политики и дипломатии зарубежных стран; - определения предела и возможностей трансграничных связей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс | ||||||
1.1. | Основные понятия курса. Регион и региональная подсистема: понятие и типология | Лекции | 6 | 2 | ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Подготовка к лекции "Основные понятия курса. Регион и региональная подсистема: понятие и типология" | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Регионализм и регионализация | ||||||
2.1. | Регион и региональная подсистема: понятие и типология | Лекции | 6 | 2 | ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Подготовка к практическому занятию "Регион и региональная подсистема: понятие и типология" | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Регион и региональная подсистема | Практические | 6 | 4 | ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Анализ региональных подсистем | ||||||
3.1. | Принципы сравнительного анализа региональных подсистем | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Принципы сравнительного анализа региональных подсистем | Практические | 6 | 4 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Подготовка к лекции "Принципы сравнительного анализа региональных подсистем" | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Регион Большая Восточная Азия в современных международных отношениях | ||||||
4.1. | Регион Большая Восточная Азия в современных международных отношениях | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Подготовка к практическому занятию "Азиатско-Тихоокеанский регион как центр мировой политики" | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-21 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Азиатско-Тихоокеанский регион как центр мировой политики | Практические | 6 | 4 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Подготовка к практическому занятию "Экономическая характеристика региона. Региональные экономические организации" | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.5. | Экономическая характеристика региона. Региональные экономические организации | Практические | 6 | 4 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Большой Ближний Восток в современных международных отношениях | ||||||
5.1. | Подготовка к практическому занятию "Изменение геополитической ситуации в регионе" | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-21 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Изменение геополитической ситуации в регионе | Практические | 6 | 4 | ПК-21 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Палестинская проблема на современном этапе | Практические | 6 | 4 | ПК-21 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Подготовка к практическому занятию "Палестинская проблема на современном этапе" | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-21 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Европейский Союз в современных международных отношениях | ||||||
6.1. | Европейский Союз в современных международных отношениях | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Европейский Союз в современных международных отношениях | Практические | 6 | 4 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Подготовка к практическому занятию "Проблема будущего "евростроительства" и позиции Великобритании, Франции и ФРГ | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.4. | Проблема будущего «евростроительства» и позиции Великобритании, Франции и ФРГ | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.5. | Подготовка к практическому занятию "Перспективы вступления Турции в ЕС. Кипрский вопрос в международных отношениях" | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.6. | Перспективы вступления Турции в ЕС. Кипрский вопрос в международных отношениях | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Латиноамериканский регион в современных международных отношениях | ||||||
7.1. | Латиноамериканский регион в современных международных отношениях | Лекции | 6 | 6 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Подготовка к практическому занятию "Экономическая характеристика региона. Антиглобализм и антисистемная оппозиция как тенденции общественной жизни" | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Экономическая характеристика региона. Антиглобализм и антисистемная оппозиция как тенденции общественной жизни | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 8. Государства Африки в современных международных отношениях | ||||||
8.1. | Экономическое положение стран региона.Укрепление позиций США, Франции, Китая в регионе. | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.2. | Подготовка к практическому занятию "Экономическое положение стран региона. Укрепление позиций США, Франции, Китая в регионе" | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.3. | Экономическое положение стран региона.Укрепление позиций США, Франции, Китая в регионе. | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.4. | Подготовка к зачету по курсу | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Европейский Союз: франко-германское взаимодействие на современном этапе. 2. Современная внешняя политика Турции. 3. Япония в поисках нового внешнеполитического курса. 4. Международные отношения в Южной Азии. 5. Страны АСЕАН в международных отношениях. 6. Монголия как часть Большой Восточной Азии. 7. КНР в регионе Большая Восточная Азия. 8. Внешнеполитический курс ЮАР на современном этапе. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. | СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Под ред. Барыгина И. Н. | РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильин И.В., Леонова О.Г. | ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебная дисциплина «Региональные аспекты международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |