МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия в системе международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические исследования в современном научном познании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИИвСНП-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 157
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 157 157 157 157
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Россия в системе международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.Г. Чернышов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.Г. Чернышов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих способностями анализа российской внешней политики, ее мотивов и истоков, соотношения между изменениями и преемственностью в контексте меняющейся международной среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Стратегии внешней политики и дипломатии Российской Федерации Основные проблемы, интересы и перспективы развития России в международных отношениях
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать российскую внешнюю политику, её мотивы и истоки в контексте меняющейся международной среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методам понимания международных событий с точки зрения их влияния на интересы, цели и ценности России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции международного развития конца XX века
1.1. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Европейское направление внешней политики России Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Европейское направление внешней политики России Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Европейское направление внешней политики России Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Дипломатия и вопросы международного культурного сотрудничества Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Дипломатия и вопросы международного культурного сотрудничества Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.14. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.15. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.16. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.17. Общественная и научная дискуссия о внешней политике России Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.18. Общественная и научная дискуссия о внешней политике России Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Россия в современном мире: внешнеполитический потенциал, интересы, вызовы безопасности
2.1. Европа в международных отношениях. Внешняя политика России на европейском направлении. Отношения между Россией и Европейским Союзом Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. США в современном мире. Российско-американские отношения Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. США в современном мире. Российско-американские отношения Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Международные отношения в Азиатско-тихоокеанском регионе. Внешняя политика России в АТР Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Международные отношения в Азиатско-тихоокеанском регионе. Внешняя политика России в АТР Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России в Ближневосточном урегулировании Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России в Ближневосточном урегулировании Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Внешняя политика России в Африке и Латинской Америке Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Внешняя политика России в Африке и Латинской Америке Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Реализациях норм международного права в современном мире. Роль России Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.11. Экономическая безопасность России Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.12. Россия и урегулирование международных кризисных ситуаций Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.13. Экономическая безопасность России Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.14. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 33 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.15. Экзамен 1 27 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пинкин В. И., Шишикин В. Г. История международных отношений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мухаметов Р. С. ; под науч. ред. Комлевой Н.А. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В БЛИЖНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Президента России kremlin.ru
Э2 Официальный сайт Министерства иностранных дел www.mid.ru
Э3 Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации www.scrf.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.