МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия и Запад

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Россия и Запад

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в. и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы проблемно-хронологического изучения исторических процессов и явлений и на этой основе самостоятельно формулировать предметную область в рамках избранного индивидуального профиля
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять общие закономерности о особенности этапов исторического процесса в рамках избранного профиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть терминологией, и проблематикой и основами методологии современной имагологии в рамках междисциплинарного подхода изучения истории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема этнических образов в современной науке
1.1. Имагология как отрасль научного знания Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Проблема этнических образов в современной науке Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Древнейший период в истории взаимовосприятия народов Запада и Северо-востока Европы
2.1. Образ Восточной Европы в античности и раннем средневековье Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
2.2. Древняя Русь и католическая Европа глазами друг друга (IX — начало XIII в.) Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
2.3. Образ Древней Руси в контексте восточно-европейской политики и идеологии католической церкви Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
2.4. Основные тенденции восприятия Руси и русских в европейской традиции XI — начала XIII в Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Русь, «Московия» и Запад во второй трети XIII — начале XVI вв.: формирование новых тенденций взаимовосприятия
3.1. Альтернативные тенденции в отношении к Западу в древнерусской политической элите эпохи татаро-монгольского нашествия Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
3.2. «Открытие» Московии западноевропейцами и формирование ее образа в европейской литературной традиции Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
3.3. Формирование жанра «Россика» в европейской литературе второй половины XV — первой половины XVI в. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
3.4. Образ Европы в русских источниках XV — XVI в. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 4. «Московия» и Европа во второй половине XVI — XVII вв.: сближение и противостояние
4.1. Взаимовосприятие России и Европы в XVI—XVII вв.: противоречивые тенденции Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
4.2. Установление торговых, дипломатических и культурных контактов с Англией и английская Россика XVI—XVII вв. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
4.3. Континентальная Россика второй половины XVI — XVII вв. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в.
5.1. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
5.2. Особенности европейской Россики XVIII в. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Эволюция взаимовосприятия России и Запада во второй трети XIX в.
6.1. Первая «холодная война» в истории взаимоотношений России и Запада и ее последствия (вторая треть XIX — начало XX в.) Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
6.2. Французские сочинения о России XIX в.: тенденции восприятия Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
6.3. Особенности взаимовосприятия американцев и русских в XIX — начале XX в. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
6.4. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю Сам. работа 3 72 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ирхин, Ю. В. Политическая культура в 2 ч. Часть 1. Запад и Россия : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9D2A8831-D374-405B-BBFE-579F731895DD.
Л1.2 В. Н. Козулин Россия и Запад: история взаимовосприятия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа : учебное пособие Москва : Де’Либри, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 В. Н. Козулин Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 IMAGES, the site dedicated to the critical study of national identity and national stereotype www.imagologica.eu
Э2 CРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА www.vostlit.info
Э3 Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма www.politex.info
Э4 Учебная дисциплина «Россия и Запад» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.