МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия и Запад

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Россия и Запад

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в. и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы проблемно-хронологического изучения исторических процессов и явлений и на этой основе самостоятельно формулировать предметную область в рамках избранного индивидуального профиля
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять общие закономерности о особенности этапов исторического процесса в рамках избранного профиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть терминологией, и проблематикой и основами методологии современной имагологии в рамках междисциплинарного подхода изучения истории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема этнических образов в современной науке
1.1. Имагология как отрасль научного знания Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Проблема этнических образов в современной науке Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Древнейший период в истории взаимовосприятия народов Запада и Северо-востока Европы
2.1. Образ Восточной Европы в античности и раннем средневековье Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
2.2. Древняя Русь и католическая Европа глазами друг друга (IX — начало XIII в.) Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
2.3. Образ Древней Руси в контексте восточно-европейской политики и идеологии католической церкви Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
2.4. Основные тенденции восприятия Руси и русских в европейской традиции XI — начала XIII в Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Русь, «Московия» и Запад во второй трети XIII — начале XVI вв.: формирование новых тенденций взаимовосприятия
3.1. Альтернативные тенденции в отношении к Западу в древнерусской политической элите эпохи татаро-монгольского нашествия Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
3.2. «Открытие» Московии западноевропейцами и формирование ее образа в европейской литературной традиции Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
3.3. Формирование жанра «Россика» в европейской литературе второй половины XV — первой половины XVI в. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
3.4. Образ Европы в русских источниках XV — XVI в. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 4. «Московия» и Европа во второй половине XVI — XVII вв.: сближение и противостояние
4.1. Взаимовосприятие России и Европы в XVI—XVII вв.: противоречивые тенденции Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
4.2. Установление торговых, дипломатических и культурных контактов с Англией и английская Россика XVI—XVII вв. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
4.3. Континентальная Россика второй половины XVI — XVII вв. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в.
5.1. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
5.2. Особенности европейской Россики XVIII в. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Эволюция взаимовосприятия России и Запада во второй трети XIX в.
6.1. Первая «холодная война» в истории взаимоотношений России и Запада и ее последствия (вторая треть XIX — начало XX в.) Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
6.2. Французские сочинения о России XIX в.: тенденции восприятия Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
6.3. Особенности взаимовосприятия американцев и русских в XIX — начале XX в. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2
6.4. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю Сам. работа 3 72 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ирхин, Ю. В. Политическая культура в 2 ч. Часть 1. Запад и Россия : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9D2A8831-D374-405B-BBFE-579F731895DD.
Л1.2 В. Н. Козулин Россия и Запад: история взаимовосприятия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа : учебное пособие Москва : Де’Либри, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 В. Н. Козулин Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 IMAGES, the site dedicated to the critical study of national identity and national stereotype www.imagologica.eu
Э2 CРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА www.vostlit.info
Э3 Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма www.politex.info
Э4 Учебная дисциплина «Россия и Запад» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.