Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в. и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы проблемно-хронологического изучения исторических процессов и явлений и на этой основе самостоятельно формулировать предметную область в рамках избранного индивидуального профиля |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять общие закономерности о особенности этапов исторического процесса в рамках избранного профиля |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть терминологией, и проблематикой и основами методологии современной имагологии в рамках междисциплинарного подхода изучения истории |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проблема этнических образов в современной науке | ||||||
1.1. | Имагология как отрасль научного знания | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Проблема этнических образов в современной науке | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Древнейший период в истории взаимовосприятия народов Запада и Северо-востока Европы | ||||||
2.1. | Образ Восточной Европы в античности и раннем средневековье | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Древняя Русь и католическая Европа глазами друг друга (IX — начало XIII в.) | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Образ Древней Руси в контексте восточно-европейской политики и идеологии католической церкви | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Основные тенденции восприятия Руси и русских в европейской традиции XI — начала XIII в | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Русь, «Московия» и Запад во второй трети XIII — начале XVI вв.: формирование новых тенденций взаимовосприятия | ||||||
3.1. | Альтернативные тенденции в отношении к Западу в древнерусской политической элите эпохи татаро-монгольского нашествия | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
3.2. | «Открытие» Московии западноевропейцами и формирование ее образа в европейской литературной традиции | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Формирование жанра «Россика» в европейской литературе второй половины XV — первой половины XVI в. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Образ Европы в русских источниках XV — XVI в. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. «Московия» и Европа во второй половине XVI — XVII вв.: сближение и противостояние | ||||||
4.1. | Взаимовосприятие России и Европы в XVI—XVII вв.: противоречивые тенденции | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Установление торговых, дипломатических и культурных контактов с Англией и английская Россика XVI—XVII вв. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Континентальная Россика второй половины XVI — XVII вв. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
Раздел 5. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в. | ||||||
5.1. | Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Особенности европейской Россики XVIII в. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
Раздел 6. Эволюция взаимовосприятия России и Запада во второй трети XIX в. | ||||||
6.1. | Первая «холодная война» в истории взаимоотношений России и Запада и ее последствия (вторая треть XIX — начало XX в.) | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
6.2. | Французские сочинения о России XIX в.: тенденции восприятия | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
6.3. | Особенности взаимовосприятия американцев и русских в XIX — начале XX в. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
6.4. | Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю | Сам. работа | 3 | 72 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ирхин, Ю. В. | Политическая культура в 2 ч. Часть 1. Запад и Россия : учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/9D2A8831-D374-405B-BBFE-579F731895DD. |
Л1.2 | В. Н. Козулин | Россия и Запад: история взаимовосприятия: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Данилевский, Н.Я. | Россия и Европа : учебное пособие | Москва : Де’Либри, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | В. Н. Козулин | Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур: монография | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | IMAGES, the site dedicated to the critical study of national identity and national stereotype | www.imagologica.eu | ||
Э2 | CРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА | www.vostlit.info | ||
Э3 | Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма | www.politex.info | ||
Э4 | Учебная дисциплина «Россия и Запад» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |